С.Д. Шакура, начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования»
Концепция человеческого потенциала Джозефа Рензулли Одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); творчества (креативности); настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу ).
Этапы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися: интеллектуально-творческое развитие личности каждого учащегося; выявление интеллектуально одарённых детей на разных этапах возрастного развития; дальнейшее сопровождение обучения и развития одарённых детей и талантливой молодёжи; профессиональное становление.
. Кадровое обеспечение Психолого- педагогическое сопровождение Организация и проведение интеллектуально-творческих состязаний Учебно-методическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Стимулирующие занятия, учебно-тренировочные сборы, межшкольные факультативы, консультационные пункты, ресурсные центры, научные общества, профильные смены в летних оздоровительных лагерях и др. Центр ИТР личности Учащиеся Учебное занятие Факультативные занятия
Информационно-аналитическое и научно-методическое обеспечение организации работы по интеллектуально-творческому развитию личности, выявлению, поддержке и обучению одарённых и высокомотивированных учащихся учреждений общего среднего образования
Координация Повышение квалификации Научно- методическое и организационно- методическое обеспечение Информационно- аналитическое сопровождение Организация и проведение интеллектуально- творческих состязаний Международное сотрудничество Изучение, обобщение и распространение опыта Направления работы
организация работы по раннему выявлению одарённости детей; разрозненность усилий педагогов, психологов, физиологов и других специалистов в работе с одарёнными учащимися; недостаточная материально-техническая база в учреждениях образования для проведения лабораторных работ; оказание поддержки семье в создании условий для полноценного развития одарённого ребёнка; отсутствие системы во взаимодействии учреждений общего среднего и высшего образования.
кооперация учреждений общего среднего образования с учреждениями высшего образования по поддержке и развитию одарённых учащихся; тьюторское сопровождение одарённых учащихся как способ построения индивидуальной образовательной траектории; включение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) в проектную и исследовательскую деятельность; развитие системы дистанционных интеллектуальных мероприятий для всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей); изучение, обобщение и распространение эффективного опыта работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися. Пути совершенствования (продолжение)
создание республиканского института (центра) по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью с привлечением к работе ведущих специалистов в области педагогики, психологии, физиологии, медицины; организация республиканского и региональных круглогодичных центров для проведения занятий с одарёнными учащимися с приглашением лучших профессоров и преподавателей из университетов и НАН Беларуси, из стран СНГ и дальнего зарубежья; создание во всех учреждениях высшего образования координационного совета по взаимодействию с учреждениями общего среднего образования Пути совершенствования работы с одарённой молодёжью на государственном уровне
Консультирование педагогических работников и родителей по работе и взаимодействию с одарёнными учащимися (постоянно). Банк данных победителей республиканской и международных олимпиад, а также педагогов, работающих с одарёнными учащимися. Банк данных потенциальных консультантов из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования В ПОМОЩЬ МЕТОДИСТАМ, РУКОВОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающие семинары (по запросам)
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Круглый стол «Совершенствование системы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися» для специалистов областных управлений образования и институтов развития образования, курирующих работу с одарёнными учащимися (21 января 2015) Семинар-практикум «Эффективные формы и методы обучения взрослых» (26-27 января 2015) Тематический семинар «Презентация проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста» (16-17 февраля 2015) Тематический семинар «Барьерная педагогика – педагогика обучения одарённых подростков» (11-12 марта 2015) Тематический семинар «Тьюторство как ресурс индивидуально- личностного развития субъекта образовательного процесса» (26-27 февраля 2015).
Дистанционная олимпиада «Созвездие талантов» по предметам естественно- математического цикла (октябрь 2014 март 2015) IV Международный фестиваль для педагогов и одарённых учащихся учреждений общего среднего образования «Созвездие талантов» (23-25 апреля 2015)
* Телефон для справок: (8017) * * Сайт ГУО «Академия последипломного образования»
Благодарю за внимание !