Организация групповой работы как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка 1
Проблемы перегруженность содержания школьного образования невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы неумение грамотно выражать свои мысли, фантазировать и направлять творческие возможности на решение учебных задач неумение корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми большое количество учащихся в классе 2
Актуальность Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. 3
Содержание понятия «Коммуникативная компетентность» 1. Вступить в контакт с любым типом собеседника, Учитывая его способности 2. Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога 3. Слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению 4.Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение 5. Стимулировать собеседника к продолжению общения 6. Грамотно разрешать конфликты в общении 7. Изменять по необходимости свое речевое поведение 8. Оценивать успешность ситуации общения 9. Корректно завершать ситуацию общения 4
Цель учителя: определить и апробировать приемы и формы учебной работы, позволяющие эффективно формировать коммуникативную компетенцию учащихся в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы. 5
Парная работа на уроках русского языка Взаимоопрос 8 класс. «Диалог» 6
Метод классического взаимообучения 1. Распределение тем между группами, каждая из которых готовит свой вопрос. 2. Делегаты от 1-ой группы идут в другие группы и кратко, но ёмко объясняют суть вопроса одноклассникам, настаивая на том, чтобы важные положения темы были записаны в тетради. 3. Роль учителей берет на себя другая группа. Конспект продолжается, пополняется новыми фактами, выводами. И так до тех пор, пока каждая группа не передаст свои знания остальным. 4. Учитель оценивает конспект. Все неточности могут становятся источником другого занятия, домашнего задания. 8 класс. «Виды односоставных предложений» 7
Индивидуально-групповая работа 1. Учитель объясняет материал. 2. Закрепление материала в группах (общее или индивидуальное: каждый выполняет свою часть задания или каждый выполняет одно из заданий). 3. Каждое задание комментируется и контролируется внутри группы. 4. Тест на проверку понимания материала (выполняется индивидуально, задания дифференцируются). 5. Каждый ученик оценивается персонально. 9 класс. «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении» 8
«Пчелиный улей» 1. Лекция (объяснение нового материала, индивидуальная работа). 2. В группах (2,3,4 человека) происходит обмен мнениями по теме (подготовка вопросов, формулировка непонятных положений, затруднений, обращений к учителю). 3. Коллективное обсуждение результатов, полученных в группах. 4.Итоги. 9 класс. «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» 9
«Карусель идей» 1. Исходную задачу разбить на подзадачи и записать их на разных листах бумаги. 2. Группа получает один из листков и записывает свои идеи. 3. Группы обмениваются листами, анализируют высказанные соседями идеи и дописывают свои. 4. Все листы копируются или вывешиваются на доске для коллективного обсуждения. 5. Итоги. 5 класс. «Письмо» 10
Условия организации работы в парах, группах 1. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте могло не быть. 2. Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец. 3.По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок. 4. Знать принципы объединения детей в пары. 5. Для «срабатывания» пар необходимо несколько занятий (3-5). 6. При оценке работы пары следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, корректность, вежливость. 7. Возможны следующие варианты размещения детей в парах и группах: 11
12
Самоопределение «Есть три пути у человека: первый, самый благородный, размышление; второй, самый легкий, подражание; третий, самый сложный, путь собственных ошибок и побед…» Конфуций 13
Результаты Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции у большинства учащихся класса. Устойчивый интерес к русскому языку. Достаточно прочное и неформальное усвоение знаний по предмету. Повышение результативности обучения. Активизация творческой деятельности. Высокий уровень сплоченности классного коллектива. 14
Спасибо за внимание 15