Итоговая работа Исполнители: Гревцева Юлия Сергеевна – учитель английского языка, Нечаева Валентина Николаевна – учитель химии ГБОУ «Школа 2084» уч. год
Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является: подвижным – меняется не реже, чем раз в месяц или недели чередуются, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.
Основной целью его является формирование образовательной среды, способствующей воспитанию базовой культуры личности, гражданственности, здорового образа жизни. Особенностью нелинейного динамического расписания является отказ от урока как единственной формы организации образовательного процесса за счёт использования иных форм, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени, использование внеурочных форм.
- включение в учебный процесс различных видов деятельности (учебной, проектной, учебно- исследовательской) и разных форм деятельности (урочных и неурочных); - учебная деятельность в урочной форме (инвариантная) составляет 70% от всего времени, отведенного на изучение всех предметных областей ООП; - неурочные формы учебной деятельности (вариативная) составляют 30% от всего времени, отведенного на изучение всех предметных областей ООП. Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм. Оно составляется на одну учебную неделю с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение в разновозрастные группы или группы по интересам.
При составлении подобных расписаний занятий необходимо учитывать санитарные нормы. Так, в соответствии с новым проектом Сан Пинов образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой дневной нагрузки 5-9 классов – не более 6 уроков. Внеурочная деятельность во второй половине дня реализуются в соответствии с требованиями Сан Пин "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в виде экскурсий, кружков, спортивных секций, олимпиад, соревнований, работы фотостудий и т.д. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут, т.е. не более полутора часов в день. Для организации различных видов внеурочной деятельности используются помещения школы: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, спортивные и игровые площадки.
-избежали риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности; -создали условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; -повысили мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы; -организовали индивидуальную работу с учащимися разных категорий. Нелинейное расписание является условием, обеспечивающим возможность каждому ученику достичь установленных ФГОС результатов.