Организация и осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Организация и осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от н)
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения каждой проверки является распоряжение руководителя Роструда или территориального органа (их заместителей) на проведение проверки. Проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами, указанными в распоряжении на проведение проверки. *Форма распоряжения утверждена приказом Минэкономразвития РФ от Перед началом проверки копия распоряжения вручается под роспись руководителю организации, одновременно с предъявление служебного удостоверения. Срок проведения каждой проверки не должен превышать 20 рабочих дней.
Виды проверок плановые внеплановые документарные выездные документарные выездные
Основания проведения внеплановой проверки (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; поступление в Роструд или его территориальный орган: обращений или заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, средств массовой информации, профсоюзов; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте; приказ руководителя Роструда или территориального органа либо требование прокурора.
При проведении документарной проверки не допускается: требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, и нотариальное удостоверение копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного надзора либо органов муниципального контроля. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года. О проведении плановой проверки работодатель уведомляется не позднее 3 рабочих дней до её начала. О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 Федерального закона от ФЗ ) работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
По результатам каждой завершенной проверки должностным лицом, проводившим проверку составляется акт проверки *Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития РФ от При выявлении в результате проверки нарушений: выдается предписание об устранении выявленных нарушений; возбуждается административное дело по статьям 5.27–5.34, 19.5 КоАП РФ; материалы проверки направляются в следственные органы. По завершении проверки должностным лицом проводившим проверку осуществляется запись в журнале учета проверок Работодатели вправе вести журнал учета проверок (статья 16 Федерального закона от ФЗ)
Ответственность должностных лиц Несоблюдение должностными лицами органов государственного надзора требований законодательства о государственном контроле, является основанием для привлечения их к административной ответственности в соответствии со статьей КоАП РФ. Положение о Федеральной службе по труду и занятости, статья 30.2 КоАП РФ и статья 361 Трудового кодекса Российской Федерации регламентируют порядок обжалования решения гострудинспектора: решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.