по специальности по специальности «Культурология» «Культурология» по специальности «Культурология»
Цель курса: получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания культурологии в высших учебных заведениях, формирование базовых понятий «культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез» и т.д. получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания культурологии в высших учебных заведениях, формирование базовых понятий «культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез» и т.д.
Задачами учебной дисциплины является активизация познавательной самостоятельности, приобретение целостных знаний по теории отечественной и зарубежной культурантропологии, определение основных проблем в культурной антропологии, формирование понимания современных проблем культуры и ее развития, формирование навыков сравнительного анализа различных культур и разных культурных сообществ. активизация познавательной самостоятельности, приобретение целостных знаний по теории отечественной и зарубежной культурантропологии, определение основных проблем в культурной антропологии, формирование понимания современных проблем культуры и ее развития, формирование навыков сравнительного анализа различных культур и разных культурных сообществ.
Передать студентам предметные, методологические, историко- научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области культурантропологии в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний. Передать студентам предметные, методологические, историко- научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области культурантропологии в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний. Задачами учебной дисциплины является
Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии культурантропологии. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии культурантропологии.
Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии, применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии, применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области.
Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации.
Модуль 1. Культурная антропология как наука. Предмет, метод. История становления науки Лекция 1. Культурная антропология в системе гуманитарных наук. Лекция 2. Теории культуры и дисциплинарно-теоретические направления культурной антропологии. История теоретического становления дисциплины.
Модуль 2. Вклад культурной антропологии в исследование фундаментальных гуманитарных проблем Лекция 1. Человек как биосоциопсихическая целостность.Лекция Лекция 2. Проблема происхождения и историческое развитие этнического разнообразия. Лекция 3. Истоки социокультурного разнообразия в истории человечества. Материальная культура, социальная культура. Лекция 4. Культуротворчество народов мира: миф и религия.
Лекция 5. Брак, семья, семейные группы в рассмотрении культурной антропологии. Лекция 6. Неродственные формы объединения людей. Лекция 7. Язык как этнический и культурный фактор. Языковое разнообразие. Лекция 8. Культура как процесс. Источники развития и разнообразия культуры.
Лекция 9. Взаимодействие культур. Этническое и национальное самосознание. Лекция 10. Социально-психологические особенности культур. Лекция 11. Культурная антропология: перспективы развития и перспективы междисциплинарных исследований.
Информационные ресурсы: Основная литература: Основная литература: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., Фуко М. Слова и вещи. М., Фуко М. Слова и вещи. М., Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., Антология исследований культуры. СПб., Антология исследований культуры. СПб., Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., Фрейд З. Сумерки богов. М., Фрейд З. Сумерки богов. М., Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., Мид М. Культура и мир детства. М., Мид М. Культура и мир детства. М., Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. М., Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
Дополнительная литература Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Воронеж, Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Воронеж, Блок М. Короли-чудотворцы. М., Блок М. Короли-чудотворцы. М., Токарев С.А. Культура и быт народов зарубежной Европы. М., Токарев С.А. Культура и быт народов зарубежной Европы. М., Токарев С.А. Ранние формы религии. М., Токарев С.А. Ранние формы религии. М., Токарев С.А. История русской этнографии М., Токарев С.А. История русской этнографии М., Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., Голод С.И. Будущая семья: какова она. М., Голод С.И. Будущая семья: какова она. М., Келасьев В. Н Проблема самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. СПб., Келасьев В. Н Проблема самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. СПб., 1997.