Творческое содружество «Могучая кучка»
«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.
Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки». Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вок. соч. Золотая рыбка, Приди ко мне, Наступление, Взошёл на небо месяц ясный, Слышу ли голос твой.
Модест Петрович Мусоргский русский композитор. Наиболее известные произведения: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи- усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Борис Годунов», «Хованщина».
Александр Порфирьевич Бородин русский учёный- химик и композитор. Наиболее значительным произведением признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.
Николай Андреевич Римский- Корсаков русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Среди его сочинений 15 опер, 3 симфонии, камерно- инструментальная, вокальная и духовная музыка. Наиболее известные: Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко, Моцарт и Сальери, Царская невеста, Сказка о царе Салтане.
Цезарь Антонович Кюи русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина», «Вильям Ратклифф», «Анджело».
Владимир Васильевич Стасов русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.
Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции.
Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме.
Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь».
Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и богослужебного пения, но распространились также и на драматургию.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.