Лекция 10 РАСЧЕТ СТАТИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛИМЫХ СИСТЕМ МЕТОДОМ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Как уже знаем, при расчете статически неопределимых систем методом сил исключаются лишние связи, а за неизвестные принимаются силы (усилия) в этих связях. После их определения из канонических уравнений, определяются все остальные усилия, а также перемещения, напряжения и деформации, т.е. полное напряженно-деформированное состояние (НДС) системы. НДС статически неопределимых систем можно устанавливать и по- другому. Для этого в систему вводятся дополнительные связи, а за неизвестные принимаются перемещения во введенных связях. Такой метод называется методом перемещений.
1. Неизвестные метода перемещений Определим минимальное число узловых перемещений, необходимых для определения НДС стержневой системы. Для этого установим простейшие деформации стержня АВ при его переходе в деформированное состояние АВ (рис. а). Задача упрощается, если стержень закрепить по обоим концам.
Из рисунков видно, что для того чтобы деформации закрепленного по концам стержня были такими же как у незакрепленного, его концам следует последовательно задавать поступательные перемещения Δ и Δ AB (рис. б, в), уголовые перемещения φ A и φ B (рис. г, д), а внутри стержня приложить внешнюю нагрузку (рис. е). При этом от поступательного перемещения Δ всего стержня внутренние усилия не возникают (рис. б). Внутренние усилия от местной нагрузки, действующей в пределах закрепленного стержня можно найти отдельно. Значит, для определения НДС стержня достаточно знать три неизвестных перемещения – два уголовых перемещения его концов φ A и φ B и одно поступательное перемещение (взаимное смещение концов) стержня Δ AB.
2. Выбор основной системы Для получения основной системы МП из ЗС следует ввести дополнительные связи, чтобы исключить перемещения концов ее стержней. Например, для рамы из пяти стержней их число будет равно 5·3=15. Это число можно уменьшить, если примем гипотезы: 1. Поперечные и продольные деформации стержней малы; 2. Длина хорды, соединяющей концы изогнутого стержня, равна первоначальной длине стержня; 3. В упругом рамном узле уголы между стержнями сохраняются.
Тогда в рассмотренной раме достаточно будет знать только три перемещения – поступательное перемещение Δ и уголовые перемещения φ 1 и φ 2 : Таким образом, принятые гипотезы позволили уменьшить число неизвестных перемещений с 15 до 3.
Из 3-ей гипотезы (о том что уголы между стержнями в упругом рамном узле сохраняются) следует, что число неизвестных уголовых перемещений будет определяться по формуле: n угол = числу упругих рамных узлов. Для определения числа неизвестных поступательных (линейных) перемещений во все узлы рамы, включая и опоры, нужно ввести шарниры: Например, в рассматриваемой раме n лин =2 6 – 5 – 6 =1. Тогда число линейных перемещений можно определить по известной формуле кинематического анализа для фермы:
Общее число всех неизвестных определяется по формуле n = n угол + n лин. Оно называется степенью кинематической неопределимости. Неизвестные перемещения обозначаются Z 1, Z 2,..., Z n. После определения числа неизвестных, в ЗС вводятся столько же связей для исключения перемещений концов ее стержней. Например, в рассмотренную раму вводятся две заделки и одна опорная связь: Полученная схема называется основной системой (ОС) метода перемещений.
Для получения ОС метода перемещений необходимо: – в упругие рамные узлы ЗС ввести n угол заделок; – по направлениям линейных перемещений узлов ввести n лин связей (для того чтобы система с введенными шарнирами стала ГНС). Введенные связи внешне похожи на обычные опорные связи, но от них принципиально отличаются т.к.: 1) введенная заделка исключает лишь уголовое перемещение узла, оставляя возможность его линейного смещения; 2) введенная опорная связь исключает только линейное перемещение узла, оставляя возможность его поворота. При соблюдении этих требований ОС метода перемещений является единственной. Рассмотрим пример: n угол = 4. n лин =2 8 – 8 – 6 =2. ОС ЗС
3. Сущность метода перемещений Рассмотрим статически неопределимую раму. При ее расчете МС нужно исключать четыре лишние связи и выбирать основную систему по МС с четырьмя неизвестными. При расчете рамы МП имеем: n=n угол + n лин =1+0=1. Выберем основную систему, вводя заделку в упругом узле: ОС Потребуем, чтобы усилия в ОС были как в ЗС, т.е. R=0. А реакцию R определим рассматривая единичное и грузовое состояния основной системы. ЗС
В единичном состоянии введенной связи зададим единичное перемещение Z=1 и определим возникающую в ней реакцию r. Эта реакция от единичного перемещения называется жесткостью. В грузовом состоянии приложим только внешнюю нагрузку и во введенной связи основной системы определим реакцию R P : С учетом упругости системы и принципа суперпозиции, наше уравнение приводится к виду r · Z+ R P =0. Оно называется каноническим уравнением метода перемещений. Если известны реакции r и R P, то из него можно найти величину узлового перемещения: Z= – R P /r. ЕС ГС
Если степень кинематической неопределимости стержневой системы равна n, ее ОС получается введением n дополнительных связей с неизвестными Z 1, Z 2, …, Z n. Чтобы ОС была эквивалентна ЗС, реакции во введенных связях должны равняться нулю. С учетом этого можно записать n уравнений. После рассмотрения n единичных состояний и одного грузового состояния и дальнейшего определения реакций (реактивных усилий) во всех состояниях, эти n уравнений приводятся к следующему виду: Все вместе они называются системой канонических уравнений метода перемещений. Здесь r ii – главные коэффициенты, r ij – боковые коэффициенты. Свободные члены R iP называются грузовыми коэффициентами
система канонических уравнений записывается в матричной форме: r · Z +R P = 0, где r – матрица жесткости, Z – вектор неизвестных, R P – вектор нагрузки, 0 – нуль-вектор. Из них определяется вектор неизвестных: Z = – r –1 R P, где r –1 – обратная матица жесткости. После введения матриц и векторов