Светлана Васильевна Гармаш, сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темы для лингвистического сочинения Л.В. Успенский: «В языке есть … слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы.
Advertisements

С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
С2. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Выполнение задания С2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Методика работы над сжатием текста изложения (задание С1)
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С 2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Подготовка, лингвистическая тема, сочинение МБОУ «Хортицкая СОШ»
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Транксрипт:

Светлана Васильевна Гармаш, сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук

Изменения в КИМах 2O13 года

В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2 нет

С2. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ.

Изменена система оценивания С2

С2. С1К2 Наличие примеров- аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

4 Постройте логично и последовательно композицию основной части, включив в Абзац 2 Пример 1, а в Абзац 3 – Пример 2. В абзаце 4 напишите заключение 3. В Абзаце 1 напишите вступление. Начать сочинение можно как цитатой из задания, так и собственным высказыванием, объясняющим ключевые слова цитаты 2. Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, иллюстрирующие понятия, обозначенные ключевыми словами. Отметьте номера нужных предложений или подчеркните ту часть текста, которую будете цитировать. 1. Внимательно прочитайте цитату. Выделите в ней ключевые слова, связанные с лингвистикой.

Модель 1 (от общего к частному) Вывод Второй пример языкового явления и его роль Первый пример языкового явления и его роль Тезис. Рассуждения о смысле высказывания

Модель 2 (от частного к общему) Тезис (вывод) Второй пример языкового явления и его роль Первый пример языкового явления и его роль Вступление

Речевые клише (синонимы) Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Утверждал, считал, писал, рассуждал. Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение. Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно.

Речевые клише для аргументации Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения.. Пример можно найти в предложении … Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение … Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише для заключения Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

1. Читаю высказывание «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

2. Выделяю ключевые слова «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

3. Пишу вступление Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые.

4. Пишу основную часть Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6).

4. Пишу основную часть Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.

5. Пишу заключение Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя. Это еще раз подтверждает мысль А.А.Потебни о сходстве условного и повелительного наклонений.

Аргументы Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.

Задание А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поток» (предложение 17). 1)стремительно текущая водная масса 2)движущаяся масса чего-нибудь 3)конвейерная система производства 4)часть общего состава учащихся

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. 2) Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14… 3) Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы, явно меня чего-то лишают. 4) Кто-то и во всю свою жизнь многих из них так и не увидит и, конечно, не прочтёт.

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс. 2) Может, от скуки народ и соберётся. 3) А как проверить, не был ли Шекспир трепачом? 4) Танины ученики умирали со смеху.

Задания В1 Замените разговорное слово «навалом» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Замените просторечное слово «брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Тематика сочинений С2 Лексика и фразеология Лексика и грамматика Морфология Синтаксис и пунктуация Человек и его язык (речь) Язык и речь Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Лексика и фразеология «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин) «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)

Лексика и фразеология «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов) «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения;

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

Тематическая группа Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.

Многозначность Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».

Синонимы Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.

Антонимы Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».

Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».

Лексика и грамматика «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский) «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)

Лексика и грамматика «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский) «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) прямая речь косвенная речь диалог

Синтаксические средства выразительности риторические вопросы риторические восклицания синтаксический параллелизм анафора инверсия парцелляция многосоюзие/бессоюзие градация

Однородные члены предложения Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы.

Вводные конструкции Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.

Морфология «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса Части речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте.

Существительные + глаголы (пример) С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.

Текст с пропусками Как отмечает М. Кожина, ______________________________________ ______________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________

Текст с пропусками Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________ _______________________________________. Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

Таблица- матрица сочинения Структура сочинения Сочинение- рассуждение 1. Тезис-цитата и небольшой комментарий к ней. 2. Лексическое явление (синонимы или антонимы), их роль, примеры 3. Лексическое явление (метафора), его роль и пример. 4. Вывод

Синтаксис и пунктуация «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин) «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)

Синтаксис и пунктуация «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский) «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки препинания.

Человек и его язык (речь) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров) «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)

Язык и речь «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин) «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)

Язык и речь «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов) «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина) «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор) «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)

Средства выразительности тропы; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; риторические (стилистические) фигуры речи.

Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина) Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.

Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку. Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.

Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь. Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)

Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления) Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления ) Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

Успехов вам!