ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Улан-Удэ 2014 г.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ( УУД ) Универсальныеучебные действия разработаны группой ученых - психологов под руководством члена - корреспондента РАО, профессора МГУ А. Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно - деятельностный подход Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как « научить учиться ».
ПОНЯТИЕ УУД умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
ФУНКЦИИ УУД 1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
ВИДЫ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД общеучебные ; общеучебные ; логические ; логические ; постановка и решение проблем ; постановка и решение проблем ;
Коммуникативные УУД 1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. постановка вопросов 3. разрешение конфликтов 4. управление поведением партнёра 5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Планируемые результаты : три основные группы результатов 1. ЛИЧНОСТНЫЕ : ориентация ценностно - смысловая ; в социальных ролях и межличностных отношениях 2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 3. ПРЕДМЕТНЫЕ
ЭТАПЫ УРОКА « ОТКРЫТИЯ » НОВЫХ ЗНАНИЙ I.Самоопределение к деятельности (1-2 мин ) II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 мин ) III. Постановка учебной задачи (2-3 мин ) IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин) V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин) VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин )
УРОК, ЕГО РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Изменение на уроке позиции учителя Индивидуализация учебного процесса Активизация познавательной деятельности учащихся Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности Организация различных видов самостоятельной работы учащихся Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока Использование интерактивных технологий
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей ) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует ( чаще – задание одно для всех ) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА ОСНОВЕ МАТРИЦЫ АНАЛИЗА УРОКА Матрица анализа урока Матрица анализа урока – форма констатации : особенностей педагогического взаимодействия учителя и учащихся ; особенностей педагогического взаимодействия учителя и учащихся ; результативности педагогического взаимодействия учителя и учащихся результативности педагогического взаимодействия учителя и учащихся
ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Под результативностью урока мы понимаем : Реализованный деятельностный характер урока ( организация урока на основе системно - деятельностного подхода и создания учебных ситуаций ) Сформированные на уроке у учащихся : познавательные универсальные учебные действия, предметные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия.
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно- графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы Технологическая карта Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М. Соответствие требованиям ФГОС, системность, компактность, конкретность
Матрица анализа урока Цель анализа: результативность деятельности учителя по формированию УУД Матрица анализа урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Цель анализа: результативность деятельности учителя по формированию УУД 4-х модульная вариативная часть матрицы
Матрица анализа урока Цель анализа: результативность деятельности учителя по формированию УУД Матрица анализа урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Цель анализа: результативность деятельности учителя по формированию УУД 5-ти модульная вариативная часть матрицы
ДОСТОИНСТВА СТРУКТУРЫ МАТРИЦЫ АНАЛИЗА УРОКА результативность деятельности педагога Выявляет результативность деятельности педагога: реализованные виды деятельности учащихся на уроке, сформированные у учащихся способы деятельности в форме: предметных учебных действий и метапредметных - универсальных учебных действий то есть фиксирует результат, а не процесс
ДОСТОИНСТВА СТРУКТУРЫ МАТРИЦЫ АНАЛИЗА УРОКА Подтверждает использование педагогом Подтверждает использование педагогом: системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса, учебной ситуации, как средства формирования у учащихся универсальных учебных действий
Представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого ( модулей ) можно увеличить или уменьшить. Позволяет выявить целенаправленность и системность освоения учащимися на уроке ( серии уроков ) универсальных учебных действий. Позволяет выявить уровень сложности предлагаемых учителем учебно - познавательных или учебно - практических задач.
Структура технологической карты урока Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя, администратора процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным)
Спасибо за внимание !