Психологические особенности школьной адаптации детей к обучению в начальной школе, в условиях меритократического образования. Практический психолог ХГ 169 Щербакова Е.А.
Меритократическое образование - образование направленное на способных, одаренных детей; формирование интеллектуальной элиты нации. (Т.Вэблэн)
Проект « Интеллект Украины » в начальной школе -внедрение в образовательное пространство Украины системы поиска, развития и педагогической поддержки академически способных детей и учащейся молодежи. Направленный на: развитие математических способностей детей; формирование навыков рационального чтения; свободное общение на иностранных языках; формирование первичных представлений о физических, химических, биологических объектах; формирование компетентности «Умей учиться», развитие познавательных процессов детей.
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог) «adaрtatio» - прилаживание, приспособление, приготовление.
Успешность адаптации находится в неразрывной связи со степенью психологической готовности ребенка к обучению в школе. находится в неразрывной связи со степенью психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе интеллектуальная готовность личностная готовность социально-психологическая (коммуникативная) готовность
Объект исследования: - психологическая готовность к обучению в школе 165 детей старшего дошкольного возраста (84 мальчика и 81 девочка) и уровень адаптации к школе 87 первоклассников (3 класса). Цельюисследования было выявление уровня готовности к обучению в школе старших дошкольников, родители которых считают их академически способными и готовыми к Целью исследования было выявление уровня готовности к обучению в школе старших дошкольников, родители которых считают их академически способными и готовыми к обучению в гимназических классах, а так же выявление уровня адаптации учеников 1-го класса в зависимости от программы обучения.
Методы исследования: Методика «Процедура відбору академічно здібних дітей до початкової школи (на прикладі Всеукраїнської науково-педагогічної програми Інтелект України)»; Социометрическое исследование; Анкета для оценки школьной мотивации (Н.Лускановой); Методика «Прогрессивные матрицы Равена» (цветной вариант); Тест креативности Торренса.
. Выводы : 1. Установлены гендерные различия психологической готовности детей к обучению в школе: девочки имели более высокий уровень развития кратковременной памяти, произвольного внимания и моторики руки. От возраста зависел уровень развития аналитико- синтетической мыслительной деятельности старших дошкольников. 2. Экспертно выявленные уровни психологической готовности позволяют значимо дифференцировать старших дошкольников по уровню развития интеллекта, кратковременной и долговременной памяти, психосоциальной зрелости, образно-логическому мышлению, произвольному внимании и моторике руки. 3. Характер психологической готовности детей к обучению в школе имел качественные отличия в зависимости от уровня. У детей с низким уровнем – наименьшее количество корреляционных связей. У детей со средним уровнем – резко увеличивается количество корреляционных связей, система становится более жесткой, ключевым звеном является долговременная память. При достаточном уровне – жесткость системы снижается и акцент смещается в сторону мышления. 4. Научно-педагогический проект «Интеллект Украины» позитивно влияют на: процесс адаптации первоклассников, повышает уровень мотивации к обучению, социализации, развития интеллекта и развития креативности мышления.
. « ». «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе». С. Харрисон
Спасибо за внимание!