Цель проекта: обобщить и систематизировать знания о способах образования новых слов в русском языке. Задача: подготовить выпускников к успешному выполнению задания ЕГЭ- B1 по теме Словообразование
Что такое словообразование? Словообразование – раздел языкознания, изучающий законы образования производных слов и их строение. Словообразование- один из главных источников пополнения словаря. Все слова русского языка делятся на производные и непроизводные И каждое слово образуется от производящей основы. дружище друг производящая основа красота красивый производящая основа
Морфологические способы образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3.Приставочно- суффиксальный 4. Бессуффиксный 5.сложение
Словообразовательный разбор позволяет установить способ образования слова. Главное- найти ближайшее однокоренное слово и указать последний примененный способ словообразования. празднично праздник правильно: праздничный! проигрывание игра правильно: проигрывать! От словообразования следует различать формообразование – процесс образования грамматических форм слова. собрал брал подобрать брать В данном случае -ть, -л – формообразующие суффиксы
Приставочный способ Образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову приставки ЫЙМУДРПРЕ МУДРЫЙ Словообразовательная модель: ПРЕ+ прилагательное Словообразовательный разбор: МУДРЫЙ ПРЕМУДРЫЙ
Суффиксальный способ Образование новых слов путем присоединения словообразовательных суффиксов к производной основе. ЗУБ ЗУБЧАТЫЙ ЗУБ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЧАТ + основа производящего слова
Приставочно- суффиксальный способ Образование новых слов путем одновременного присоединения к производной основе приставки и суффикса. СКМОРИЙЗА Словообразовательная модель: ЗА+ основа производящего слова СК ИЙ море Словообразовательный разбор заморский
Бессуффиксный способ Образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову нулевого суффикса. Этим способом образуются только имена существительные, в значении которого присутствует указание на признак или действие предмета. заплыв заплывать рассвет рассветать зелень зеленый
Сложение Образование новых слов путем соединения двух и более основ или слов. Выделяются следующие разновидности сложения: o Сложение слов : диван - кровать, кресло - качалка. o Сложение основ с помощью интерфиксов : носорог, пылесос, полуслепой. o Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов ( МГУ, вуз ), сложение слогов или частей слов полного названия ( продмаг, спецкор ) и сложение начальной части слова с целым словом ( стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза ).
Словообразовательное гнездо- это расположение однокоренных слов согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек. Знакомство со словообразовательными гнездами позволяет нам сделать вывод: производное и производящее слова располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой.
Словообразовательное гнездо непроизводного слова белый. Словообразовательное гнездо непроизводного слова белый. беловатый белить беловатенький побелить побелка белизна белила (сущ.) отбелить белёный
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке диво- дивить- удивить- ? - удивительно? 1) удивительный 2)удивление 3)удивиться 4) дивиться Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке Ходить – походить – поход - ? -по-походному? 1) походка 2) похождение 3) походный 4) по-походному Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке искать – сыскать – сыск - ? - сыщица? 1) отыскать 2) сыскной 3) сыщик 4) розыск ЯЯ
Готовимся к ЕГЭ Алгоритм выбора правильного ответа: 1. Обязательно читаем предложение, в котором находится данное слово 2. Определяем часть речи. 3. Подбираем «ближайшее однокоренное слово». 4. Сравниваем исходное слово с найденным словом и убеждаемся, что «ближайшего однокоренного родственника» между ними нет. 5. Вычленяем словообразующие морфемы.
Задания ЕГЭ: 1. Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Но страницы с русским переводом не было. Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке. (переводом) Из предложения (6)выпишите слова, образованные приставочным способом (6) Но у бедного мальчика уже есть эта несчастная слава – он «одаренный»; и никто не хочет думать о том, что у каждой «одаренности» есть своя мера, что всякая одаренность есть в некотором роде ограниченность. (никто, некотором)
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом, приставочно-суффиксальным способом Когда садишься писать и не складывается в голове, попробуй довериться перу и начинай писать по-новому, что придется. (по - новому) Укажите способ образования слова поверхность (приставочно-суффикс) Укажите способ образования слова благодарность (суффиксальный) Укажите способ образования слова самокритичность (суффиксальный) Укажите способ образования слова пищеварение (сложение)
Какой способ образования слова прослыть? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксальный Какой способ образования слова подсчет? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксальный Какой способ образования слова подарок? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксальный
В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом? 1) разбить, нерадостный, предгрозовой 2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив 3) навсегда, подземный, пылесос 4) побольше, хлебозавод, внучок В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1)свежесть, куда-либо, небольшой 2) водянистый, лотерейный, продержать 3)модельер, упрочение, пароходный 4) голосование, звездный, соавтор В каком ряду расположены слова, образованные приставочно- суффиксальным способом? 1)надомник, приусадебный, пресмешной 2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный 3)по-братски, подводник, переувлажнить 4) подснежник, разбежаться, приморский
Использованные источники 1)Астацатутов Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока – n.ru / Attachment.aspx? Id =1376 2) Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, )Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. – Казань, ).С.А. Павлова. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. М.: Просвещение, ).Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис –пресс, )Скорлуповская К. Н., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико- грамматическими формами. М.: Просвещение, ). Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., ). Цыбулько И. П., Бисеров А. Ю., Васильевых И. П.ЕГЭ Русский язык. – М.,2010. – 192 с. 9). Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. – М., ) Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., с.36 11). Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением CD / Авт.-сост.: Т.А. Захарова и др. – М.: «Планета», ). Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3 изд./Под ред. М.Д Аксеновой. – М.: «Аванта +», с. 704.
Удачи на ЕГЭ!