МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАРЕК КУПИЖЕВСКИ Центрально-Европейский Форум по исследованиям в области народонаселения и миграции МОМ, Варшава Минск, май 2008 г.
Определения и концепции:
Определение Миграционная политика означает усилия со стороны государства, направленные на регулирование и контроль над въездом на территорию страны и создание условий для проживания лиц, стремящихся устроиться на постоянное проживанию, временную работу или получить политическое убежище (Фримен, 1992 г.). Два компонента: ДОПУСК (политика контроля на иммиграцией) ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (политика, которая направлена на работу с уже допущенными иностранцами) (Хаммар, 1985 г.)
Дуализм миграционной политики: Свобода эмиграции в демократических странах (Каждый человек вправе уезжать из любой страны, включая свою страну, а также возвращаться в свою страну - Статья 13 Всеобщей Декларации прав человека) Суверенные страны вправе контролировать притоки мигрантов В конечном итоге, от политики стран, потенциальных получателей мигрантов, зависит, будет ли иметь место миграция и какого рода (Золберг 1989 г. ) Ограничения на иммиграцию, ограничительная или избирательная политика в сфере миграции;
Миграционная политика – попытка систематизации компонентов
Условия для въезда / выезда и требования при получении виз Допуск на территорию страны политика въезда / выезда Внутренняя политика в сфере миграции (нелегальные потоки) Доступ к и проведение политики на рынке труда Политика временного / постоянного проживания Политика в сфере натурализации Миграционная политика – попытка систематизации компонентов
Законодательство в сфере миграции постепенно переходит из компетенции национальных правительств в сферу ответственности ЕС (Шенгенское, Дублинское соглашение, I и II)
Различные категории субъектов миграционной политики ЕС Граждане стран ЕС –Граждане новых стран-членов ЕС Граждане третьих стран –Лица, стремящиеся получить убежище
Различные аспекты миграционной политики Допуск и разрешение на краткосрочное пребывание Пребывание в течение среднего срока и допуск на рынок труда Разрешение на проживание Натурализация
Шенгенское соглашение В 1985 г. Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды приняли решение об упразднении внутренних границ. Данная территория вошла в историю как Шенгенская территория; Соглашение вступило в силу в 1995 г.; Амстердамский договор (1997 г.) придал Шенгенскому соглашению силу законодательства ЕС; К соглашению присоединились все старые страны-члены ЕС, за исключением Великобритании и Ирландии, Дания участвует с ограничениями + Исландия, Норвегия (члены паспортного союза Северных стран), Швейцария и Лихтенштейн Обязательный характер соглашения для новых (после 2004 г.) стран ЕС, вступивших в декабре 2007 – марте 2008 (пока еще не все присоединились: Кипр, Румыния, Болгария)
Отмена проверок на общих границах, замена таких проверок проверками на внешних границах; Общее определение условий для пересечения внешних границ и общие правила и процедуры проверок на границе; Разделение в аэропортах и портах потоков лиц, которые перемещаются в Шенгенской зоне и лиц, прибывающих из- за; Гармонизация условий для въезда и виз для краткосрочного пребывания (см. список стран безвизового въезда); Шенгенское соглашение - положения
Координация между органами управления и контроля на границе (офицеры связи и гармонизация инструкций и подготовка сотрудников); Определение роли перевозчиков в деле борьбы с нелегальной миграцией; Требования ко всем лицам, не являющимся гражданами ЕС, при переезде из одной страны в другую подавать декларацию; Разработка положений, регулирующих ответственность при рассмотрении заявок от лиц, ищущих убежище (Дублинская Конвенция, которую в 2003 г. заменило Дублинское положение); Шенгенское соглашение - положения
Введение права полицейских сил на слежение и права преследование за пределами национальных границ в рамках Шенгенского пространства; Усиление правового сотрудничества благодаря быстрой системе экстрадиции и ускорения распространения информации о вступлении в силу постановлений суда по уголовным делам; Создание Шенгенской информационной системы (SIS), а недавно и SIS II. Шенгенское соглашение - положения
Последствия для стран, не являющихся членами ЕС и участниками Соглашения –Положительные: находясь в Шенгенской зоне, люди также свободно передвигаются, как и граждане стран Шенгенской зоны; –Отрицательные: визовое ограничение на въезд в Шенгенскую зону, которое связано с усложнением процедуры выдачи виз и их удорожанием. Шенгенское соглашение
Поездки и временная иммиграция для граждан ЕС Перемещение без виз и контроля (Шенгенское соглашение) Граждане ЕС – –Право на выезд и проживание на срок до 3 месяцев, а на срок менее 3 месяцев для граждан ЕС достаточно иметь с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. –Принимающая страна Союза может запросить регистрацию прибывшего лица в стране в пределах разумного периода времени, которая не носит дискриминационного характера. Граждане ЕС или члены их семей могут быть высланы за пределы принимающей страны в связи действиями, которые противоречат политике государства, общественной безопасности или здоровью граждан. Решение о высылке не может быть принято по экономическим причинам.
Поездки и временная иммиграция для граждан других стран Двусторонние соглашения о разрешении временной или сезонной работы (ЕС - Россия (апрель 2007); Албания; Шри Ланка) Квоты (в соответствии с сектором рынка труда, страны происхождения) Специальные соглашения (Польша-Украина) VIS (визовая информационная система) – фото и биометрическая информация
Долгосрочная иммиграция и проживание граждан ЕС Свободный доступ на рынок труда; Для новых стран-членов ЕС есть ограничения (2-3-2 года) Великобритания, Ирландия и Швеция отменили ограничения в 2004 г. Германия и Австрия заявили о намерении использовать период 7 лет Ограничения почти не касаются работы не по найму и сферы услуг
Сфера, в которой страны применяют положения национального законодательства Разрешение на работу зависит от количества выделяемых квот; Система баллов; (Иногда) возможно регулирование; Долгосрочная иммиграция и проживание граждан других стран
Политика предоставления убежища – (2003 г. II Дублинское Положение) Заявление о предоставлении убежища рассматривается только одним государством Союза. Ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища принимает на себя страна Союза, которая : –выдала документ, разрешающий пребывание, и дающий право на более длительное проживание, или, в случаях, когда эти сроки равны, то страна, выдавшая документ, срок истечения действия которого наступает позже.
Там, где беженец: Незаконно пересек границу страны ЕС, эта страна будет нести ответственность за рассмотрение заявки на предоставление убежища, за исключением случаев, когда можно доказать, что заявитель проживал в течение определенного периода времени в стране, в которой была ранее подана заявка на предоставление убежища; Не подпадал под требования, касающиеся выдачи визы, страна ЕС, в которой он или она подали заявку, несет ответственность за рассмотрение заявки на предоставление убежища; Незаконно остался на срок шесть месяцев и более на территории страны ЕС, эта страна несет ответственность за рассмотрение заявки на предоставление убежища. Кроме того, в Положении содержится оговорка, согласно которой критерии заявок о предоставлении убежища, поданных членами одной семьи рассматриваются вместе.
Взгляд в будущее: блю кард Привлечение высококвалифицированных мигрантов Обеспечить странам-членам ЕС общую процедуру При этом: Великобритания предпочтет систему баллов, используемую в Австралии Правительство Австрии: слишком высокая степень централизации.
Взгляд в будущее: планы, связанные с Президентством Франции Европейский Пакт по Иммиграции и Убежищу, который будет предложен Францией во время ее Президентства в ЕС. Пакт будет предполагать следующее –отказ от массового регулирования; –гармонизация режима предоставления убежища (разработка общего определения на право предоставления убежища); –переговоры по соглашениям о реадмиссии.