БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» Н.В.ГОГОЛЬ Урок в 6 классе
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова
В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец
М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов
Краткий рассказ, часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) Аллегория (иносказание) Сатирическое изображение Герои – чаще животные Диалог Использование просторечной лексики Лаконизм Афористичность языка Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь Олицетворения
Обрати внимание Аллегория Аллегория- изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Олицетворение-Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что- то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко
Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов
Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов
«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ, ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ» В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства
Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Использованные материалы Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс Интернет-ресурсы: Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова. Мультфильм по басне «Ворона и Лисица». Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA %F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class% 5B%5D=47&subject%5B%5D=10 collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA %F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class% 5B%5D=47&subject%5B%5D=10 n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page= 1