Церковь и религия в Беларуси в XVI – перв. пол. XVII вв. Цель: изучить особенности конфессионального развития Беларуси в составе ВКЛ в этот период План: 1. Реформация в Беларуси 2. Контрреформация в Беларуси 3. Брестская церковная уния 4. Распространение униатства Составитель: асс. Самонова М.Н.
1. Реформация в Беларуси В XVI в. Западную Европу охватило реформационное движение, направленное против католической церкви г. – начало – выступление Мартина Лютера, профессора Виттенбергского университета. С сер. XVI в. –реформационное движение развернулось в Беларуси. Основные участники – шляхта и мещане («евангелики»).
Предпосылки Реформации в ВКЛ I. Влияние зап.- европ. Реформации II. Влияние русского вольнодумства: III. Внутреннее положение в ВКЛ 1. Соседство с лютеранской Пруссией Идеи «стригольников» и «нестяжателей»: 1. Религиозная толерантность - веротерпимость 2. Развитие европ. книгопечатания еретики из Московского гос-ва 2. Сложн. положение православной церкви 3. Развитие внешней торговли Феодосий Косой, Артемий, Фома 3. Рост городов, р-е ремесла и торговли 4. Учеба выходцев из ВКЛ в европ. университетах 4. Обостр. классовых противоречий, 5. Культурный подъем
Кальвинизм – ведущее напр-е в ВКЛ течение протестантизма, основанное Ж. Кальвином (1509–1564) в Швейцарии: 1. Библия – единственный источник веры 2. Предначертанность человеческой судьбы 3. Признание крещения и причастия 4. Трудолюбие 5. Недопущение гос. контроля над церковью Составитель: асс. Самонова М.Н.
Кальвинизм в ВКЛ Сторонники – магнаты, часть шляхты (выступали против Люлинской унии, т.е. включения ВКЛ в состав Польши; обогащение за счет владений церкви). Лидер – Николай Радзивилл Черный (1515– 1565). Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Центры – Брест и Несвиж.
Кальвинизм в ВКЛ 1553 г. – первая кальвинистская община в Бресте 1557 г. – основан Виленский сбор – центральная община 6 округов общин – «гельветские сборы». При сборах действовали школы, типографии, госпитали (приюты) Бывший кальвинистский сбор в Заславле
Арианство или антитринитаризм направление Реформации, кот. выделилось из кальвинизма в 1560-е гг. его последователей называли «литовскими братьями» 20 общин (арианских сборов) в Новогрудском и Брестском воеводствах Отрицали догмат о триединстве Бога, считали Иисуса Христа человеком, не признавали крещение младенцев
2 течения в антитринитаризме Шляхетское Крестьянское Широкая религиозно- просветительская деятельность. Лидер - Сымон Будный ( ). Идеологи – Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений.
Результаты и значение Реформации Стремление феодалов-протестантов («евангелики») сохранить независимость ВКЛ. Уравнение шляхты (католиков, православных, протестантов) в правах г. – виленский привилей Сигизмунда II Августа 1573 г. – акт о свободе вероисповедания Варшавской конфедерации (вошел в III Статут ВКЛ) Распространение в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Развитие публицистической литературы (Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский). Ознакомление с ценностями европейской культуры.
2. Контрреформация в Беларуси Религиозно-политическое движение в Европе во вт. пол. XVI–XVII вв., возглавленное папством и направленное против Реформации, с целью восстановления доминирования католицизма Контрреформация в ВКЛ была направлена против протестантов и православной церкви Тридентский собор ( гг.) отклонил возможность компромисса с протестантами. Иезуиты сыграли главную роль в борьбе с протестантами
Иезуиты – члены католического монашеского ордена Общества Иисуса 1569 г. – иезуиты приглашены в ВКЛ виленским епископом Валерианом Протасевичем Главная задача – борьба с реформационным движением (закрытие протестантских и православных школ и типографий, погромы, сжигание книг) Вели миссионерской-проповедническую деятельность, занимались благотворительностью, открывали учебные заведения – коллегиумы (в Полоцке, Орше и др.) Способствовали деятельности католических монашеских орденов – францисканцев, доминиканцев, кармелитов, бенедиктинцев, пиаров
Результаты Контрреформации Угасание реформационного движения с конца XVI в г. – создание униатской (греко-католической) церкви. Переход кальвинистской и православной шляхты в католичество (Радзивиллы, Сапеги, Воловичи, Ходкевичи, Глебовичи, Кишки, Пацы и др.). Упразднение религиозной веротерпимости (1658 г. – изгнание ариан, 1668 г. – отход от католичества – государственное преступление. Запрет православной шляхте и духовенству занимать высш. гос. должности. Увеличение количества католических приходов в Беларуси. Клерикализация культуры (контроль католической церкви). Полонизация белорусской культуры.
3. Брестская церковная уния 1596 г. Предпосылки: Попытки заключения унии после церковного раскола 1054 г. (Флорентийская уния 1439 г. и др.); Образование Речи Посполитой 1569 г.; Реформационное движение; Кризис православной церкви в ВКЛ; Заинтересованность в унии католического Рима, королевской власти Речи Посполитой, православных епископов ВКЛ.
Подготовка и провозглашение церковной унии 1577 г. – книга Петра Скарги «О единстве церкви Божьей» – план унии гг. – православные епископы Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий провозгласили унию 1595 г. – папа римский провозгласил унию
1596 г. – Брестский церковный собор Решение о создании униатской (греко- католической)церкви: 1. католическое вероучение 2. подчинение папе римскому 3. православные обряды 4. церковнославянский язык богослужения Православная церковь в ВКЛ была запрещена
4. Распространение униатства Насильственное насаждение (закрытие православных монастырей и церквей) Антиуниатские настроения, организация православных братств (в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Минске), 1623 г. – убийство жителями Витебска униатского архиепископа Иосафата Кунцевича В 1632 г. король Владислав IV Ваза восстановил православную церковь в ВКЛ (Луцкая, Перемышльская, Могилевская епархии).
Быстрое распространение униатской церкви: е гг. – реформирование униатской церкви: Создан монашеский орден базилиан Подготовка униатских священников Школьное образование 2. Поддержка со стороны верховной власти (но! униаты не были представлены в Сенате, второстепенность униатской церкви) 3. Тесная связь с повседневной жизнью народа, служба и общение на родном языке, что способствовало сохранение культурно-языковой традиции белорусов и препятствовало полонизации горожан и крестьян К концу XVIII в. униатская церковь имела в Беларуси более 1000 приходов – 70% населения. Составитель: асс. Самонова М.Н.