Составитель : педагог - психолог ГБОУ ЦПМСС Московского района Перепеч Е. А.
Навыки чтения, письма Навыки рисования Звуковая культура речи Умение развернуто ответить на вопрос Хороший словарный запас Хорошая общая осведомленность
дифференцированность восприятия как основа мышления ; развитое воображение ; хорошая ориентировка в пространстве и времени ; развитое наглядно - образное мышление ( умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное ); развитая тонкая моторика рук ( владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования );
хорошая память ; развита регулирующая функция речи ( выполняет словесные инструкции ); интеллектуальная активность ( умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности ); предпосылки абстрактно - логического мышления ( способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы ).
выраженность познавательных интересов ; стремление освоить роль школьника ( хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.)
умение управлять своим поведением ( на уроке, во время перемены ); сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня ; эмоциональная устойчивость ( регуляция эмоций ); произвольная регуляция внимания ( концентрация, устойчивость, переключение внимания ); умение задерживать свои импульсы ( например, не перебивать других в разговоре ); умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
желание общаться со взрослыми и детьми ; умение установить контакт с учителем ; способность к личностному контакту со взрослым ( в противовес ситуативному ); умение устанавливать контакт со сверстниками ; умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем ; умение выполнять совместную работу ; умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях ; Высокий – избыточный уровень ; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению ; Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе ; Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие ; невротические реакции ( неумение приспосабливаться к школьной жизни ).
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. « Уроки задают тебе, ты их и делай », - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. « Ну, что нам сегодня задано ?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень. 2. За уроки нужно садиться через час - полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений. 3. Между выполнением уроков следует делать перерывы минут занятий – 5 минут отдыха. 4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите ! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать. 6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте : « Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно !» Лучше удивитесь : « Ой ! Как же это получилось ?» 7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так : « Что сегодня было хорошего ? Что было самое интересное ?» 8. После выполнения уроков похвалите ребенка : « Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал !» Радуйтесь его успехам и новым знаниям : « Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи ?» 9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями. 10. Перед сном шепните ребенку на ушко : « Я так счастлива, что ты у меня есть !»