МАСТЕР-КЛАСС В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ СПИРИДОНОВА И.В Учимся вместе расти
Программа представлена в первой части книги «Формирование психологической готовности к школе» С.В. Рябцевой, И.В. Спиридоновой, издательства «Скрипторий 2003», Москва, 2011 г
Данная программа является творческой переработкой материалов представленных в трудах И.А. Пазухиной «Давай познакомимся!» (С.-П., Детство-пресс, 2004), О.В. Хухлаевой «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» (М.,Генезис, 2007), О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» (М.,Генезис,2003).
Цели и задачи программы Основная цель программы – преодоление негативных тенденций в формировании личности ребенка через развитие у него эмоционального мира и навыков конструктивного общения. В соответствии с этой целью решаются следующие задачи: 1. Развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. 2. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в игровых и творческих объединениях. 3. Способствовать лучшему взаимопониманию в процессе общения, используя вербальные и невербальные формы общения. 4. Развивать эмпатию, умение сопереживать и сочувствовать сверстникам и взрослым, через понимание их эмоционального состояния. 5. Развивать у детей творческое воображение, внимание, диалогическую речь.
Основные методы и приемы - коммуникативные игры (игры-приветствия, игры- взаимодействия); - игры на внимание; - релаксационные игровые упражнения; - совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности) - короткие беседы; - чтение художественных произведений; - слушание музыки; - рассматривание рисунков и фотографий.
Структура программы Программа состоит из 16 занятий и включает три раздела. Первый раздел вводный, состоит из двух занятий. Они направлены на знакомство с детьми, создание комфортной, психологически безопасной обстановки на занятии, снятия у детей проявлений тревоги в общении со взрослыми и сверстниками. Второй раздел - «Переживаем вместе» - включает занятия на ознакомление с различными эмоциональными состояниями и освоение способов преодоления их негативных проявлений. Третий раздел – «Сотрудничаем вместе» - представляет занятия на развитие коммуникативных качеств, навыков взаимодействия и сотрудничества, освоения понятий «друг, дружба». В конце каждого цикла проводится итоговое занятие.
Структура занятий - приветствие, помогает собрать внимание детей, настроить на рабочий лад. Приветствие состоит из коммуникативной игры, которая позволяет детям почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определенный речевой оборот. - основная часть, решает основные задачи занятия, состоит из игр, упражнений, совместной деятельности детей, бесед, чтения художественных произведений, слушание музыкальных фрагментов, рисования и пр. Основная часть заканчивается релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние детей. - итог занятия, позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. - прощание, своеобразная «точка» в занятии. Дети еще раз собираются вместе и прощаются с психологом. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 30 минут.
Рисуем эмоции
Цветок радости
Дружат солнышко и дождик Рисование в парах учит детей взаимодействовать с партнером: договариваться о сюжете рисунка, его расположении на листе, очередности действий, воспитывает терпимость, доброжелательность.