Рабочая программа учителя математики (методические рекомендации в свете введения ФГОС)
Принят Государственной думой Одобрен Советом Федерации ГАРАНТ: Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением положений, для которых статьей 111 установлены иные сроки вступления их в силу
Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы … (уровень) образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.
Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки РФ, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета
требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов; примерных и авторских образовательных программ по предмету; обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ; объема учебного материала для обучающихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели); когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся; целей и задач образовательной программы учреждения; используемого комплекта учебно-методического обеспечения; информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа Составитель Е.С. Савинов М.: Просвещение, 2011
Программа предлагает измененное содержание образования по предмету, впервые дает формы учебной деятельности школьников по курсу математики, а также содержит рекомендации по оснащению учебного процесса
В.И. Жохов. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы В сборник, предназначенный учителям математики, использующим в своей педагогической деятельности учебники Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика - 5" и "Математика - 6", включены материалы для общеобразовательных учреждений: программа, тематическое и поурочное планирование, выдержки из федерального компонента государственного стандарта
Математика. 5-6 классы. Рабочие программы по учебникам С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина (М: Просвещение, 2011) Определены система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозированы личностные, метапредметные и предметные результаты и уровень усвоения ключевых компетенций, продуманы формы контроля
Программы. Математика, 5-6 класс. Алгебра, 7-9 класс и класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г., Сборник содержит программы по математике, алгебре и началам математического анализа для общеобразовательных учреждений: для классов, изучающих предмет на базовом, предпрофильном и профильном уровнях. В помощь педагогам предлагается также тематическое планирование
Общая характеристика рабочей программы (РП) учителя Примерная структура и содержание РП Порядок утверждения РП Список литературы, ссылки на электронные ресурсы
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Так как законом «Об образовании» не определены требования к рабочей программе, педагог может выбрать самостоятельную форму записи текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса
титульный лист; пояснительная записка; планируемые результаты по окончании изучения курса; описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; содержание учебного предмета по годам обучения; внеурочная деятельность учащихся по предмету; контрольные материалы (тесты, контрольные работы, задания и др.)
Нормативная основа программы 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. (Математика). – М.: Просвещение, 2009 г. 2. Примерные программы по учебным предметам. Математика, 5-9 классы. – М.: Просвещение, Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Основная школа. Составитель Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, Образовательная программа ГБОУ СОШ округа г. Москвы – Учебный план ГБОУ СОШ округа г. Москвы – 2013
Пояснительная записка, в которой конкретизируются: общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Обучающиеся должны знать… Обучающиеся должны уметь… Обучающиеся научатся… Обучающиеся получат возможность научиться…
содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического, учебно- методического и информационного обеспечения образовательного процесса. технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов; рекомендуемая литература (для учителя и обучающихся)
К рабочим программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса
Объем и содержание основных видов контроля; КИМы (контрольно-измерительные материалы); График контроля Перечень терминов, объектов, формул… …
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на оценку Шкалы оценивания с учетом специфики отдельных видов работ …
Определяется применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная; игровые технологии; элементы проблемного обучения; технологии уровневой дифференциации; здоровьесберегающие технологии; ИКТ, а также виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный и развивающий контроль; контрольные работы.
методические и учебные пособия; оборудование и приборы; перечень дополнительной литературы; образовательные диски
литература для учителя (основная и дополнительная); литература для обучающихся (основная и дополнительная); материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы (хотя бы и учебные мультимедийные пособия; презентации, подготовленные учителем; информационно – техническая оснащенность учебного кабинета; …
рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы); МО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы; при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями Сан ПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения; после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения
Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса. Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК. Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов
Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг Интернет-ресурс Правила составления рабочих программ по новым стандартам Правила составления рабочих программ по новым стандартам
Разработке программ предшествует создание «Положения о разработке рабочих программ». Оно является обязательным локальным актом ОУ. Во всех последующих действиях учитель должен придерживаться этого Положения и выполнять его. В Положении определяется порядок разработки и утверждения, структура рабочей программы, компетенция и ответственность учителя, общие требования к оформлению рабочей программы. Далее приведено примерное положение о рабочей программе
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, с. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2013 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике. [Электронный ресурс] -
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год [Электронный ресурс] – &task=view&id=649&Itemid=1/ &task=view&id=649&Itemid=1/ Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы : проект. – 2-изд. – М.: Просвещение,
Спасибо за внимание!