Пояснительная записка Данная разработка – «Модульная карта «Моргаушский район» - опирается на образовательную область «Познание » по разделу «Родной край ». Она разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом является формирование у детей любви к Родине, накопление социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщении к миру его культуры. А также стремление служить своему народу, своей стране. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, с земли, на которой человек родился и рос. Цель разработки: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с Моргаушским районом, в котором мы живем.
Содержание разработки направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: - Углубить и уточнить представление о своей малой Родине через знакомство с родным краем. Воспитывать чувство гордости за свой район. - Формировать у детей элементарные представления об их месте жительства, о его названии и характерных особенностях. - Развитие познавательно-исследовательской деятельности. - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. - Формирование элементарных математических представлений. - Сенсорное развитие. В качестве формы организации обучения может быть использована как самостоятельная деятельность, так и совместная деятельность с детьми.
Дидактическая игра «Найди по описанию» Цель: формируем представление об особенностях внешнего вида животных, обучаем детей самостоятельно описывать животное родного края. Игровая задача: найти животное по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением животных. Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного животного, не называя его. Дети отыскивают его изображение на макете. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет животное на карточке. Дидактическая игра «Собери карту» Цель: Обучать детей собирать целую карту из отдельных частей; формировать представления о том, что часть меньше целого (целое больше части). Развивать зрительное восприятие, связную речь. Ход игры: Предлагается ребенку по контору собрать карту из частей (сельских поселений). Подвижная игра « Найди своё сельское поселение» Цель: упражняем в умении ориентироваться в пространстве по цветным модулям (поселений). Формируем у детей положительные эмоций в процессе игры, воспитываем чувство патриотизма: любовь и привязанность к краю. Материал: кружочки разного цвета, модуль сельского поселения.
Ход игры: 3-4 игрока берут на себя роли «главы» сельского поселения (каждому их них ведущий раздает модули разных цветов). Остальным игрокам - «жителям» сельских поселений раздают по 1 фишке разных цветов. По сигналу ведущего «жители» должны найти свое сельское поселение, руководствуясь цветом модуля «Главы» и своей фишкой (они должны совпадать). Чье сельское поселение быстрее соберет своих «жителей», то и выигрывает. Дидактическая игра «Угадай цвет и количество» Цель: закрепить счет в пределах 5, основные цвета, обучать соотносить количество с движениями, логическое мышление, внимание. Ход игры: Детям показать готовую карту Моргаушского района, собранную из цветных модулей. По заданию воспитателя дети называют цвета модулей, определяют количество однородных цветов, одновременно выполняют хлопки (сколько модулей – столько хлопков). Сюжетно – ролевая игра «В музее родного края» Цель: закрепить в игре знания детей, полученные ранее на занятиях, о своем родном крае, расширить кругозор детей, воспитать любовь к своей родине, расширить словарный запас детей – «родной край», «достопримечательности», «памятники» и т.д.
В будущем предусматривается изготовить дидактическую игру «Памятники нашего села» «Узнай по описанию» Цель: закрепить представления о достопримечательностях сел Моргаушского района, развивать внимание, память, речь-доказательство. Ход игры: Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, затем дети по описаниям отгадывают и называют их. « Где находится памятник?» Цель: формировать представления о родном селе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме села, закреплять знания о памятниках сел. Материал: карта-схема Моргаушского района, фото с изображением памятников. «Найди отличия» Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного села, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры: Воспитатель предлагает сравнить постройки старого и современного села: как они выглядели раньше и как они изменились в настоящее время. Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи» Цель: закрепить знания о селе Моргауши, развивать логическое мышление,формировать умение строить фразы-доказательства. Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения. Примеры утверждений: Село Моргауши больше, чем город Чебоксары. Река Моргаушка протекает через Моргауши. В селе Моргауши обитают крокодилы. В селе Моргауши живет президент Владимир Путин. В Моргаушах находится СОК «Сывлах». В Моргаушах ходят троллейбусы и трамваи. Игровое упражнение: «Моргаушские загадки» Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях села, развивать память, воображение, фантазию. Ход игры: Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в селе, дети ее отгадывают.