Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность Педагог- психолог МБОУ «СОШ 42» Солтаханова М.Х.
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Как же реагирует школа в настоящее время на конфликты?
Способы реагирования школы на конфликты и мелкие криминальные ситуации. Административно-карательный (найти виноватого и наказать или угроза наказания) Направление к психологу/соц. педагогу (специфичность решения конфликта – работа с конфликтной личностью, длительная по времени) «Стрелки» среди подростков (решение конфликтов силовым путем самостоятельно) Замалчивание (устранение от конфликта приводящее к скрытому конфликту)
Скрытые (многолетние) конфликты Групповое давление, отвержение, бойкот. Замыкание в себе.
Что общего у этих способов? Решение о вариантах выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто- то другой, используя при этом: власть (взрослые), физическую силу (дети на «стрелках»), психологическое давление. Решение конфликта заменяется «принуждением к миру» и угрозой наказания за невыполнение требований Дети не учатся ответственности за свои поступки, поскольку решение за них находят взрослые.
На основании Указа Президента РФ 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» в образовательных учреждениях должны быть организованы школьные службы примирения. ШСП это необходимость, а не прихоть. Ответственное отношение к организации службы примирения это залог успешной работы.
Школьные службы примирения (ШСП) Группа подростков с руководителем взрослым(куратором), организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.
Основной принцип восстановительного подхода организация диалога между конфликтующими сторонами, при котором каждая из них выслушает и поймет оппонента, они договорятся, как исправить последствия ситуации и загладить причиненный вред. Во главу угла ставятся нарушенные отношения, и примирительные процедуры проводятся с целью их восстановить.примирительные процедуры
Ответственность в восстановительной медиации понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, последствий, к которым привело правонарушение, а затем заглаживание причиненного вреда самим обидчиком. Поэтому ведущий(медиатор) поддерживает ответственное поведение сторон конфликта.
Задачи ШСП 1. проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера 2. обучение школьников методам урегулирования конфликтов 3. профилактика конфликтов в образовательной среде
Принципы деятельности ШСП Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт) Принцип конфиденциальности Принцип нейтральности (медиатор не выясняет вопрос о виновности или невиновности сторон, является независимым посредником)
Организация деятельности ШСП Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения. Разработка функциональных обязанностей сотрудника – руководителя службы примирения по организации работы и дальнейшей деятельности службы Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы. Должностные лица школы оказывают содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
Типы восстановительных программ 1. Медиация (программы примирения) 2. Круг сообщества 3. Круг заботы 4. Челночная медиация 5. Семейная конференция
Программа примирения состоит из:
Работа службы со школьным сообществом Привлечение лидеров (социально активных учащихся) Привлечение детей группы риска Оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими
Порядок формирования службы примирения Учащиеся 7,8,10 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ. Руководитель службы: социальный педагог, психолог или педагог - предметник по приказу директора школы. Организационные вопросы по службе примирения могут определяться Уставом и Кодексом медиаторов, принимаемым службой примирения самостоятельно.
Порядок работы школьной службы примирения Школьная служба примирения Актив учащихся: - проведение программ примирения; - информационная деятельность. Поступление информации Результат: снижение количества конфликтов, перешедших в стадию противоправного поведения Учащиес я Очевидцы конфликта «Почтовый ящик» Учителя Типы конфликтов: - межличностные конфликты; - нецензурные оскорбления; - угрозы; - причинение незначительного материального ущерба; - взаимные обиды; - длительные прогулы в результате конфликта. Другие конфликт ы Муниципальна я служба примирения Руководитель: - анализ информации; - отбор дел; - сопровождение учащихся в разрешении конфликтов. Участники конфликтов
Да, существуют опасения, что для получения полного изменения психологической культуры, исключающей конфликты в обществе, и в образовательной среде в частности, потребуется новое сознание человека значимости взаимодействия с окружающими, а возможно и смена поколений. Но даже если сегодня несколько положений найдут практическое воплощение, то и этого будет достаточно, чтобы оправдать изложенное. МОЖНО ПОКОРИТЬСЯ СИЛЕ, НО БЕЗРОПОТНО ПОКОРЯЮТСЯ ТОЛЬКО РАЗУМУ
Сайт ШСП Коновалов Антон Юрьевич автор концепции школьных служб примирения (ШСП), профессиональный медиатор и тренер по медиации.