Ляшенко Е.В., учитель математики и информатики МКОУ «Николаевская СОШ» 2013 г. 1
Мозг наполненный ценится меньше, чем мозг обустроенный. М. Монтень 2
Актуальность С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации? Эмоции (часто мы склонны опираться на чувства, эмоции и предрассудки); беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать); путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу). 3
Цель метода развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. 4
Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой шляпе соответствует свой цвет, который отличает её от других, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление; Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций; В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию. 5
6
Красная шляпа (чувства) Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для выхода эмоций наружу, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Вопросы: Какие у вас по этому поводу возникают чувства? Что подсказывает интуиция? 7
Белая шляпа (факты) Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Вопросы: Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? 8
Жёлтая шляпа (оптимизм) Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Вопросы: Почему это стоит сделать? Почему это можно сделать? В чем преимущества? 9
Чёрная шляпа (критика) Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Вопросы: В чем здесь недостатки? Что мешает? Каковы причины? 10
Зелёная шляпа (креативность) Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Вопросы: Каковы некоторые из возможных действий, решений? 11
Синяя шляпа (процесс) Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, философски осмыслять события и явления. Вопросы: Какие выводы можно сделать? Какой дальнейший план действий? 12
Применение метода на уроке и во внеклассной деятельности (из опыта) 13
Применение метода на этапе целеполагания Интегрированный (бинарный) урок химии и информатики по теме «Жиры. Расчет суточного рациона питания на базе электронных таблиц» 14
Интегрированный (бинарный) урок химии и информатики по теме «Жиры. Расчет суточного рациона питания на базе электронных таблиц Применение метода на этапе целеполагания 15
Применение метода при закреплении знаний 16 …под полями белой шляпы учащиеся собираю все факты, относящиеся к учебной задаче …хотя идея и кажется бесполезной, в ней можно найти что-то хорошее…
Применение метода при групповой форме работы Группа «Цифры и факты» – собирают и обрабатывают необходимые сведения Группа «Оптимисты» – отмечают положительные стороны Группа «Критики» – отыскивают слабые стороны, недостатки, препятствия Группа «Креатив» - ищут идеи Группа «Эксперты» - наблюдают за аргументацией в выступлениях групп. Подводят итог обсуждения проблемы. 17
18
Деловая игра «Интернет-благо или зло?» Работа в группах над мини-проектами «Эксперты» анализируют выступления групп 19
Этап рефлексии (урок усвоения новых знаний) - Те, кто получили белую шляпу, перечислят нам, с какими фигурами познакомились на уроке и назовут их свойства. - Те, у кого жёлтая шляпа, скажут, что интересного, полезного они узнали на уроке. - Те, кто получили чёрную шляпу, поделятся с нами своими трудностями, проблемами, расскажут, что было непонятно. - Те, у кого красная шляпа, поделитесь, какие эмоции вы испытывали на уроке, менялось ли ваше настроение. - Те, кто получил зелёную шляпу, попробуйте предложить, где нам могут пригодиться наши знания? - Те, у кого синяя шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех шляп и сделать вывод по сегодняшнему уроку. 20
Преимущества Шесть шляп позволяет сделать умственную работу красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Метод шести шляп легко может быть использован на уроке любой предметной области, в воспитательной работе с классом. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. "Шесть шляп" помогают в развитии умений публичного выступления, умений формулировать и задавать вопросы, умений делать выводы, обобщать. Воспитывается культура обмена мнениями, свободная от агрессивной напористости. Уроки "Шести шляп" направлены на развитие рефлексивных умений учащихся. 21
Упражнение «6 шляп мышления» Ситуация: Методическая конференция «Новые стандарты - новое качество работы педагога: формы, методы, инновации». - Какие чувства у меня возникли по этому поводу? - Какой информацией мы обладаем? - Что мешает? Какие проблемы возникают? - Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? - Каковы некоторые из возможных решений? 22