Лекция 3 Основные положения психологии внимания и памяти, мышления и воображения. Основные положения психологии внимания и памяти, мышления и воображения.Лекторы: Белостоцкая Д. Мальцев К.
ВНИМАНИЕ
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Объективные проявления внимания; Субъективные проявления внимания
Виды внимания: 1.Произвольное (волевое, выжидательное, спонтанное); 2.Непроизвольное (вынужденное, невольное, привычное);
Свойства внимания: 1.направленность; 2.Степень; 3.Объем; 4.Концентрация; Примеры: сценическое внимание, феномен застольной беседы; дихотическое слушание.
Рассеянность. А. Бездумие; Б. Ученическая рассеянность; В. Профессорская (поэтическая/мнимая); Г. Старческая (плохая переключаемость, недостаточная активность);
ПАМЯТЬ
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Типологии памяти: по сенсорной модальности; по сенсорной модальности; По содержанию; По содержанию; По организации запоминания; По организации запоминания; По временным характеристикам; По временным характеристикам; По наличию цели; По наличию цели; По наличию средств; По наличию средств; По уровню развития; По уровню развития;
Законы памяти 1.Закон интереса; 2.Закон осмысления; 3.Закон установки; 4.Закон действия; 5.Закон контекста; 6.Закон торможения; 7.Закон оптимальной длины ряда; 8.Закон края; 9.Закон повторения; 10.Закон незавершенности.
Виды памяти 1.Кратковременная 7+/- 2 7+/- 2
ФСБКМСМЧСЕГЭ
ФСБ КМС МЧС ЕГЭ
Виды памяти 2. Долговременная; 3. Ультракратковременная.
Процессы памяти 1.Запоминание Непосредственное/опосредованное (метод пиктограмм); Непосредственное/опосредованное (метод пиктограмм); Метод зазубривания; Метод зазубривания; Мнемотехника: - Образование смысловых фраз; - Рифмизация; - Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучия; - Нахождение ярких ассоциаций и др. Мнемотехника: - Образование смысловых фраз; - Рифмизация; - Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучия; - Нахождение ярких ассоциаций и др.
Процессы памяти 2. Воспроизведение Свойства: -Избирательность; -Отсроченное воспризведение;
Процессы памяти 3. Забывание Вытеснение; Вытеснение; Гипноз; Гипноз; Амнезии (ретроградная, антероградная, фиксационная, травматическая, синдром Корсакова, или множественный неврит) Амнезии (ретроградная, антероградная, фиксационная, травматическая, синдром Корсакова, или множественный неврит)
Патологии Фуговая амнезия; Фуговая амнезия; Реминисценция и сомнамбулизм; Реминисценция и сомнамбулизм; Ум мнемониста – Шерешевский С.В. Ум мнемониста – Шерешевский С.В.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Мышление – процесс решения задач посредством инсайта. (К. Дункер)
Мыслительная деятельность; Мыслительная деятельность; Мыслительные действия; Мыслительные действия; Мыслительные операции; Мыслительные операции;
Формы мышления 1.Суждение; 2.Умозаключение; 3.Понятие;
Виды мышления 1.Наглядно-действенное (сенсомоторное); 2.Наглядно-образное; 3.Абстрактно-теоретическое;
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
По результатам 1.Репродуктивное 2.Продуктивное (с относительной/ абсолютной новизной образов)
По степени целенаправленности 1.Активное (произвольное) 2.Пассивное (непроизвольное)
По виду образов 1.Конкретное 2.Абстрактное
Виды: Галлюцинации; Галлюцинации; Сны; Сны; Грезы; Грезы; Мечты. Мечты.
Спасибо за внимание!