«Развитие навыков связной речи у детей дошкольного возраста»
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Справка по итогам диагностики «Уровень развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: Выявить среди младшего и старшего дошкольного возраста количество детей с высоким, средним и низким уровнем развития связной речи
Функции: Главная функция: коммуникативная Социальные функции 1. Помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми 2. Определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. Формы связной речи: диалогическая (диалог) монологическая (монолог)
Виды связной речи Ситуативная (связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах) Контекстная (содержание понятно из самого контекста. Сложность состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства) В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер диалога, а контекстная речь – характер монолога
Диалогическая речь Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи Диалогические умения Собственно-речевые умения (вступать в общение; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать) Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие) Умение общаться (планирование совместных действий, обсуждение) Неречевые (невербальные) умения (использование мимики, жестов)
Монологическая речь Это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей Необходимы: внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном Типы монологов Описание – это характеристика предмета Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания
Методы формирования Диалогическая речь Основной метод формирования в повседневном общении: разговор воспитателя с детьми. Педагог должен воспитывать своей речью. «Метод словесных поручений» (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.) Совместная деятельность (проявление умения общаться, договариваться) Дидактическая, театрализованная игра (разыгрывание ситуаций. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений) Использование «речевых ситуаций» (направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения) Подвижные игры, содержащая диалоги («Гуси-лебеди», «Краски», «Коршун» и др. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.) Беседа (ребенок учится припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы)
Классификация бесед (по Е. А. Флериной) 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности (цель– выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным, например, «Посмотрим, что будет дальше...») 2.Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей (Цель – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания) 3. Беседа заключительная (Цель- уточнить и расширить опыт детей) М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А.Флериной (на основе материала по которому ведётся беседа)
Монологическая речь обучение рассказыванию (по картине, по игрушке, творческое рассказывание, рассказы детей из опыта) пересказ литературных произведений (сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение беседа дидактическая игра Вспомогательные приёмы Использование мнемотехники, а именно мнемотаблиц (Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации, мнемотаблица- это рисунок или схема, содержащая определённую информацию) Уточнение незнакомых слов Представление словесного плана Подбор синонимов и антонимов
Предметно-развивающая среда
Книжный уголок (удобное размещение, содержание книг соответствующее возрасту детей) Зона театрализованной деятельности (ширма, фланелеграф, различные виды театров) Дидактические игры Пособия для образовательной деятельности, наличие иллюстраций по теме, тематические выставки Наглядная информация для родителей
Справка по результатам контроля «Состояние предметно - развивающей среды по развитию связной речи дошкольников» Цель: определить состояние предметно-развивающей среды в группах, способствующей развитию связной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. Критерии оценки: 1. Наличие и оборудование книжного уголка 2. Наличие тематических выставок 3. Оборудование для театрализованной деятельности 4. Наличие дидактических игр 5. Пособия для НОД 6. Наглядная информация для родителей Вывод: состояние предметно-развивающей среды в группах находится на среднем уровне.