Концепция развития сельских поселений Забайкальского края. Аюшиев Чингис Балданович, главный специалист-эксперт отдела развития предпринимательской деятельности Министерства экономического развития Забайкальского края (Забайкальский край). Чита 2014
Проблема: На территории Забайкальского края в настоящее время находится 31 муниципальных районов и 4 городских округов, практически каждый из которых имеет свои социальные и экономические проблемы развития: начиная от благоустройства и ЖКХ до финансирования инвестиционных проектов. В условиях дефицита бюджетов муниципальных образований и нехватке внебюджетных средств (частных инвестиций) многие мероприятия программ социально-экономического развития, в том числе и стратегические (большая часть средств уходит на решение текущих задач), остаются нереализованными.
Проблема: На сегодняшний день темпы развития муниципалитетов заметно сократились, что в дальнейшем может привести к упадку экономики и социальной сферы (безработица, отток населения, культурно- национальный упадок, сокращение количества субъектов предпринимательской деятельности и т.д.). При сокращении федеральных трансфертов надеяться на межбюджетные вливания из вышестоящих бюджетов (краевой и федеральный) не приходится.
Концепция развития малых городов и сельских поселений Забайкальского края. В связи с чем, в целях частичной и точечной поддержки развития муниципальных образований предлагается создание некоммерческих организаций по развитию муниципальных образований, в большей степени с уклоном на экономику. Поддержка экономической сферы вызвана тем, что отдачи от социальной сферы минимальны, тогда как экономическое развитие может повлечь за собой последующее социальное развитие. Основной задачей фондов является помощь в реализации проектов и мероприятий по социально-экономическому развитию муниципального образования путем привлечения и накопления активов. Большая часть привлеченных средств фонда будет направлена на развитие экономики, остальная часть на социальную сферу.
Фонд должен работать совместно с администрацией муниципального образования. В то же время администрация не должна иметь каких-либо полномочий по оказанию давления на фонд в принятии решений по распределению накопленных средств, так как данные средства накоплены за счет населения, и фонд имеет прямую ответственность по их «общему» применению. Для этого, в попечительский совет фонда и в состав руководителей должны быть включены представители общественных организаций (совет ветеранов и т.д.), бизнес-сообщества и т.д. Это позволит в дальнейшей работе учитывать интересы практически всех слоев населения.
Фонд ежегодно принимает годовой план и согласовывает его с общественностью, в котором расписывает мероприятия с указанием объема финансирования, с последующей публикацией расходования и освоения средств. Данный годовой план после обсуждения с населением представляется в администрацию муниципального образования для включения его в текущий план социально-экономического развития муниципального образования в целях оптимизации расходования и возможности финансирования некоторых мероприятий.
Источники формирование средств: - пожертвования населения, проживающих на территории муниципального образования и за его пределами; - добровольные ежемесячные отчисления от заработных плат работников бюджетных и коммерческих организаций, в пределах рублей; -взносы бизнес-сообщества -другие. Предлагается схема отчисления процентов от предоставленных муниципальными фондами поддержки предпринимательства микрозаймов предпринимателям, то есть закрепить в договорах микрозайма положение о перечислении 0,5-1% от платежей в пользу Фонда, которые прописывают при согласии предпринимателей..
При успешной реализации идеи создания Фонда развития, например, Агинского Бурятского округа, можно за год привлечь более 50 млн. рублей только за счет сил и средств муниципальных районов Агинского Бурятского округа. В тоже время и за его пределами можно так же найти финансовые источники: - конкурсы по предоставлению грантов некоммерческим и благотворительным организациям; - выходцы Агинского округа, проживающие за его пределами, и т.д. Если удастся выйти за пределы 10 млн. рублей ежегодных доходов, Фонд вполне может за счет этих средств реализовывать небольшие инвестиционные проекты, к примеру: организация животноводческой убойной площадки, создание кустарных и мини производств и т.д., от которых фонд будет иметь небольшую прибыль.
Создание экономически благоприятных условий для привлечения инвестиций и стимулирования развития муниципальных образований является первоначальной задачей не только перед администрациями, но и практически перед всеми жителями муниципалитетов. Из-за отсутствия которой, перед муниципальными образованиями существует вероятность не только социально-экономического упадка, но и утраты культурного и исторического наследия, в том числе и патриотизма. Поэтому работа в этом направления является одной из приоритетных, и решение которой требует принятия скорейших действий. Создание фонда развития в виде некоммерческой организации, позволит создать некий базис (фундамент) для социально- экономического и культурного развития муниципальных образований.