История В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон ( гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных ошибок начали церковную реформу в стране. В результате этих действий к 1666 г. Церковь Христова раскололась на приверженцев упростительных никоновских реформ и на приверженцев 7 Вселенских и 9 Поместных соборов (далее получивших название соответственно: никониане и староверы). Для самоопределения и преемственности приверженцы 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов в различных источниках стали называть себя древлеправославными (на церковно- славянском "древле..." означает "древне...") или староверами. Светские источники назвали их "старообрядцами".
"Семейские» в Сибири "Семейские" - это своеобразная группа русского старообрядческого населения Восточной Сибири. Скрываясь от реформы и преследований, староверы бежали на окраины России и за ее пределы. в Сибири, и назвали христиан "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями. Расселялись "семейские" в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано до 50 крупных и мелких поселений семейских, из которых более 30 существуют и поныне. На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин.
В 1905 г. император подписал указ об основах веротерпимости, исходя из которого христианам, хранящим древнее Православие, предоставлялась свобода вероисповедания. Однако старообрядцы испытывали огромные затруднения со священством. Появляющихся священников и епископов власти по требованию господствующей церкви выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы или в ссылку под надзор пристава. С 1905-го по 1910 гг. положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений были отстроены новые храмы, появились постоянные священники.
Современное состояние Летом 2007 г. Бурятия стала организатором первой встречи старообрядцев мира Путь Аввакума, которая собрала около 3000 делегатов из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. В форуме приняли участие древлеправославные священники различных церквей и согласий, представители Русской Православной Церкви, более 100 ученых, занимающихся историей раскола в Православии. Форум призвал единоверцев создать международное общественное движение Старообрядцы мира.
Для сохранения и развития культуры, традиций и обычаев сторонников древле православия в Бурятии решено создать автономное учреждение Центр культуры старообрядцев Забайкалья. Учредителем центра выступило министерство культуры Бурятии В Бурятии насчитывается до 200 тысяч потомков ссыльных сторонников древле православия ("старообрядчества"), которых в Забайкалье называют семейскими. В с.Хасурта Хоринского района компактное проживание «Семейских» Бурятии. Проводится большая деятельность по возрождению традиций и культуры «семейских»
Мухоршибирь год 1-я научно- практическая конференция краеведов школ республики.
Женский состав группы, занявший 1 место по обряду голошения.с.Хасурта
Мужской состав группы, занявший 1 место в секции «Старообрядческое духовное пение»с.Хасурта
Протяжная народная песня «Развевайся ты, берёза».с.Хасурта Руководитель ансамбля- Иванов В.Ф., заслуженный работник культуры Р.Б.