Законодательный запрет на заемный труд и ограничения, связанные с предоставлением труда работников ( персонала ): цель и основные положения Федерального закона от ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » ( далее – Закон 116- ФЗ ), риски компаний при его нарушении Докладчик : Элица Кундева, юрист компании ООО « Что делать Аудит »
Документы, в которые Законом 116- ФЗ вносятся изменения O - Трудовой кодекс РФ ( ст и гл. 53.1, регулирующие труд работников, направляемых временно на работу по договору о предоставлении персонала ); O - Закон РФ от « О занятости населения в РФ » ( далее - Закон РФ N ) ст. 18.1, которая вводит понятие « деятельность по предоставлению труда работников ( персонала )»; O - Федеральный закон от ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний » ( п. 2.1 ст. 22, обязывает работодателей заемных работников уплачивать за них взносы на случай травматизма ).
Понятийныйаппарат Законом 116- ФЗ вводятся понятия « заемный труд » и « осуществление деятельности по предоставлению труда работников ( персонала )» Заемный труд ( ст.56.1 ТК РФ ) Осуществление деятельности по предоставлению труда работников ( персонала ) ( ст Закона Российской Федерации от « О занятости населения в Российской Федерации ) Труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и под контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Заемный труд – запрещен. Направление временно работодателем ( далее также - направляющая сторона ) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников ( далее также - принимающая сторона ), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Особенности взаимодействия по договору о предоставлении труда работников ( персонала ) O В случае предоставления труда работников третьим лицам ( физическим / юридическим ), период, на который они « предоставляются », ограничен определённым временным интервалом ( не более 9 месяцев ) и подобные действия работодателя возможны только с согласия самих работников. O Между работодателем и третьим лицом заключается договор о предоставлении персонала, который по своему существу не является трудовым договором. O По договору о предоставлении труда работников ( персонала ) исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников ( персонала ) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем. O Таким образом, заключаемый между сторонами договор является договором возмездного оказания услуг, а в трудовых отношениях с работниками, которые временно предоставляются для осуществления работы третьему лицу, состоит работодатель - организация, имеющая право в соответствии с законодательством осуществлять деятельность по предоставлению труда работников.
Особенности взаимодействия по договору о предоставлении труда работников (персонала) O Согласно ст ТК РФ по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников ( персонала ), в том числе по выплате заработной платы, иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, субсидиарную ответственность несет принимающая сторона. O Работодатели выступают в качестве страхователей и уплачивают страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники ( п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний »).
Деятельностью по предоставлению труда работников ( персонала ) с года вправе заниматься только частные агентства занятости O Частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. O Указанные лица подлежат аккредитации. Если у них будет приостановлена или отозвана аккредитация, то частное агентство занятости теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их к третьему лицу для работы. O В качестве частных агентств занятости не вправе выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. O Частные агентства не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Деятельностью по предоставлению труда работников (персонала) с года вправе заниматься и другие юридические лица, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к: O Юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне ; O Юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества ; O Юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Случаи, в которых не допускается направление работников для работы у принимающей стороны: O Замена участвующих в забастовке работников принимающей стороны. O Выполнение работ в случае простоя ( временной приостановки принимающей стороной работ ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны. O Замена работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней. O Выполнение на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Случаи, в которых не допускается направление работников для работы у принимающей стороны : O Выполнение работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. O Замещение отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. O Выполнение работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного ( река - море ) плавания. O Федеральным законом могут быть установлены дополнительные ограничения.
Риски компаний, продолжающих привлекать « заемный » труда после вступления в силу изменений с года O Привлечение к административной ответственности по ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. O с года если организация / индивидуальный предприниматель не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор – наступает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Кроме того, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско - правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. O При этом, также может быть возложена обязанность оформить трудовые отношения с « заемными » работниками.
Спасибо за внимание!