Концепция нового УМК по отечественной истории
Содержание: 1. Пояснительная записка. В ней обосновывается необходимость создания нового УМК по истории России, цель и задачи создания концепции, ее базовые принципы и методическая основа. Целью создания Концепции является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории. Задачи: представление преемственности и непрерывности процессов становления и развития российской государственности; рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; определение требований к содержанию обучения и воспитания; определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования.
Базовыми принципами концепции являются: 1. Ценности гражданского общества 2. Идея преемственности этапов российской истории 3. Воспитательный потенциал 4. Общественное согласие и уважение 5. Познавательное значение российской истории 6. Формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Большое внимание уделено: Многоуровневому представлению истории, при котором курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села), а также раскрывать как своеобразие и неповторимость российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории (синхронизация).
Многофакторному характеру истории, т.е раскрытие разных сторон исторического процесса: экономики, внутренней и внешней политики, взаимоотношениях власти и общества, социальной стратификации, повседневной жизни людей, военного дела и защиты своего Отечества, развитие культуры, науки, образования, церкви и религиозных учреждений.
Историко-антропологическому подходу, т.е. обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян, раскрытие величия побед и тяжести поражений через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи.
Историко-культурологическому подходу: характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, формирование у учащихся чувства принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.
На основе указанных принципов и методологических подходов в Концепции сформулированы общие рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно-методических комплексов по отечественной истории. 1. Определяющую роль в изложении учебного материала должны играть принципы единства истории России, преемственности исторических периодов и эпох. 2. Ключевым звеном УМК по отечественной истории должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса.
3. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. 4. Россия – крупнейшая многонациональная и поли конфессиональная страна. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействие культур и религий, укреплении связей между народами во всех сферах. 5. Формирование гражданской общероссийской идентичности, решение проблем взаимодействия государства и общества, обращение внимания к историческому опыту гражданской активности (общинное самоуправление, земские соборы, гильдии…)
6. Увеличение числа часов на изучение истории культуры, истории повседневности. Необходимость показа неразрывной связи российской и мировой культуры. Новый УМК по отечественной истории должен включать в себя: 1.Учебник, который должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников.
Концепция характеризует требования к новому учебнику по истории, который должен: 1. Содержать целостный взгляд на исторический процесс; 2. Быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст, источники, элементы историографии и оценочные суждения, изобразительные материалы, справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.); 3. Быть написан образным литературным языком; 4. Стимулировать познавательный и исторический диалог, что обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий; 5. Быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами; 6. Быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе учитывать их возрастные особенности)
2. Хрестоматию или сборник документов; 3. Исторический атлас; 4. Рабочую тетрадь и сборник заданий; 5. Книгу для чтения. Названные материалы должны быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1. Нормативные документы и программно- методические материалы, такие как историко- культурный стандарт, ФГОС, примерную программу по истории. 2. Тематическое планирование 3. Предметные и курсовые методические пособия
Второй составляющей Концепции является Историко-культурный стандарт, который включает в себя: 1.9 разделов (от Древней Руси до Российской Федерации ). Каждый раздел имеет описание периода, выделение определенного количества этапов в каждом периоде, их характеристику. Далее идет список персоналий (государственные и военные деятели, и отдельно выделены общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования, в ХIХ в. выделены путешественники, промышленники и меценаты), основных понятий и терминов, источников, дат и событий по периоду.
Названия разделов: 1. От Древней Руси к Российскому государству 2. Россия в ХVI –ХVII веках: от великого княжества к царству 3. Россия в конце ХVII – ХVIII веках: от царства к империи 4. Российская империя в ХIХ – начале ХХ вв. 5. Россия в годы «великих потрясений» гг. 6. Советский Союз в е гг. 7. Великая Отечественная война гг. 8. Апогей и кризис советской системы г. 9. Российская Федерация в гг.
2. Примерный перечень трудных вопросов истории, который составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных исторических вопросах. Например, к ним относятся: 1. Исторический выбор Александра Невского 2. Присоединение Украины к России (причины и последствия) 3.Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне 4. Характер национальной политики большевиков и ее оценка 5. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне 6.Др.