Школьные службы примирения
Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей. В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации, что создаёт потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Последствия конфликтов травмируют душу и психику как обидчика, так и жертвы.
Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, если его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.
Способы реагирования школы на конфликты и мелкие криминальные ситуации. Административно-карательный Направление к психологу/социальному педагогу «Разборки» среди подростков Замалчивание
Административно-карательный - вызов к директору -вызов на административный совет - вызов родителей - обращение в КДНиЗП и т.п.
Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть. Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).
Разборки Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы
Скрытые (многолетние) конфликты Групповое давление, отвержение, бойкот. Замыкание в себе.
Направление к психологу Психолог квалифицирует и решает ситуацию как специалист. Психолог работает по запросу.
Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом: власть (взрослые) физическую силу (дети на «разборках») психологическое давление
Решение конфликта заменяется «принуждением к миру» и угрозой наказания за невыполнение требований. Дети не учатся способам решения конфликтов, ответственности, поскольку решение за них находят взрослые Те способы решение конфликтов, которые обычно практикуются в школе, нередко решают только последствия ссоры, а не ее причину.
Для работы с конфликтами использовать работу школьной службы примирения (восстановительную медиацию)
Служба примирения – это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного решения конфликтов
Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами: Понять друг друга; Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; Сами найти устраивающее всех решение; Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем. Принять ответственность за исправление причиненного вреда
«Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задачи школьной службы примирения: Проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе; Научить детей общаться друг с другом и окружающими; Сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Принципы: Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Возможные варианты: Профилактический подход (содействие устранению причин противоправного поведения школьников; становится частью административной системы и подчиняется школьной администрации) Воспитательный подход (рассматривается как проявление детской активности, ценится появление в школе объединения, воспитывающего нравственные и деловые качества школьников)
Основные формы работы: Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник – медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и правил встречи
Преимущества школьной службы примирения: -Элемент новизны: новое время диктует новые технологии; -Педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные; -Увеличивается число детей, вовлечённых в социальную практику, растёт их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии, видят возможность решения конфликтов путём диалога, сочувствия, сострадания
Структура и организация деятельности: -Один или несколько кураторов (социальный педагог, психолог, кто-то из учителей). -Несколько (десять и более) старшеклассников Куратор ведёт протоколы проведённых встреч, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними. Информация о конфликтах и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы примирения обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в неё начинают обращаться сами школьники. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год
Нормативно-правовая база: -Конвенция ООН о правах ребенка; - Конституцией РФ; -Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -«Национальной стратегией действий в интересах детей на годы»; -«Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года