Психолого –педагогическое сопровождение введения ФГОС второго поколения. И.А. Поволоцкая, педагог-психолог, первой категории МКОУ «Стародраченинская С.О.Ш.»
Психолого-педагогическое сопровождение поддержка ребенка, как обеспечение условий для его развития, помощь ему в процессе вхождения в «зону ближайшего развития»; организация сотрудничества с ребенком, направленного на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений;
Компоненты сопровождения по М. Битяновой: 1)систематическим отслеживанием психолого- педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения; 2)созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент); 3)созданием специальных социально- психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Данную модель сопровождения можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико- социальных проблем. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Функции психолого-педагогического сопровождения Целевые: Развивающая Психолого- педагогическая поддержка Психолого- педагогическая помощь Коррекция Инструментальные: Диагностическая Коммуникативная Прогностическая Проектировочная Организаторская
Взаимодействие педагогов с родителями Получить согласие родителей на психолого – медико-педагогическое сопровождение их ребёнка, гибкость педагогов во взаимоотношениях с родителями, нацеленность на сотрудничество, ответственность за результаты взаимодействия с родителями.
Актуальная задача Обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Универсальные учебные действия (УУД) Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
Познавательное развитие Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Личностное развитие готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
Коммуникативное развитие формирование компетентности; овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, вести диалог;
Социальное развитие Формирование российской и гражданской ответственности; Воспитание патриотических убеждений; Развитие толерантности; Освоение основных социальных ролей, норм и правил ;
Характеристика универсальных учебных действий В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Личностные действия смыслообразование; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; нравственно-этическая ориентация;
В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы: умения организовывать свою деятельность; умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности; умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), ключевые (универсальные) навыки; способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях;
Спасибо за внимание.