1. Понятие и правовой статус органов государственной власти 2. Классификация органов государственной власти 3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность 4. Администрация Президента РФ
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных государственных функций и наделенное в этой связи властными полномочиями. 2
Признаки органа государственной власти: 1) создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее субъекта; 2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов; 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции; 3
4) обладает собственной компетенцией; 5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью; 6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. 4
Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов. 5
Такими принципами выступают: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) народовластие; 3) федерализм; 4) разделение властей; 5) законность; 6) светскость. 6
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина. 7
Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях. 8
Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой. 9
Принцип разделения властей предполагает существование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, которые должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. 10
Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. 11
Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела. 12
Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. 13
По уровню деятельности различают: -федеральные органы государственной власти; -органы государственной власти субъектов Федерации. 14
На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: -Президента РФ; -Федеральное Собрание РФ; -Правительство РФ; -Конституционный Суд РФ; -Верховный Суд РФ; -федеральные органы исполнительной власти; -суды РФ. 15
В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 16
По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида: 1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов; 2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная; 17
3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение; 4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц: а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; б) временные, которые создаются на определенный срок. 18
В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе: 1) Конституции РФ; 2) федеральных конституционных законов, федеральных законов; 3) указов Президента РФ; 4) постановлений Правительства РФ; 5) законодательных актов субъектов РФ. 19
20
Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и избирается сроком на 6 лет. Президент РФ в качестве главы государства: -представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; -принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; 21
-определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; -назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 22
-осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; - реализует многие другие полномочия, присущие главе государства. 23
Конституционные полномочия Президента РФ направлены на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти: -имеет право распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ; -назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; 24
-подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; -представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; 25
-представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ. 26
Исполнительные управленческие полномочия Президента РФ: -назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимает решение о его отставке; 27
-по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров; -утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами государства; 28
-при определенных обстоятельствах и в установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом порядке вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение. 29
В широком смысле к Администрации Президента РФ относятся формируемое им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральной исполнительной власти (органами государственного управления) и все президентские структуры его Администрации. 30
В узком смысле речь идет лишь о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. 31
Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль исполнения его решений, и действует в составе: 32
33 -руководителя Администрации Президента РФ; Иванов Сергей Борисович
-двух заместителей руководителя Администрации Президента РФ; -помощников Президента РФ; -пресс-секретаря Президента РФ; -руководителя протокола Президента РФ; -полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; -советников Президента РФ, -полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и ГД Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, -референтов Президента РФ. 34
Администрация Президента РФ формируется им для создания всех необходимых условий реализации президентской власти и всестороннего информационно-аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его деятельности. 35
36