Об оценке личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Щеклеина Светлана Николаевна, к.п.н., зав. центром инновационных образовательных проектов ИРО Кировской области
Нормативная база
Нормативная база Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Положение о ВСОКО ООП НОО Федеральный закон 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 12, ст. 28 п. 3 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 13) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Оценка ученика ФКГОС Стандарт – образец «метод вычитания» фиксация допущенных ошибок и недочётов ФГОС Достижение опорного уровня образовательных результатов как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта «метод сложения» фиксация достижения опорного уровня и его превышение ПООП НОО
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы") любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. ФГОС НОО п.8
Требования к личностным результатам обучающихся, освоивших ООП НОО готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества сформированность основ гражданской идентичности. ФГОС НОО п.9
Личностные результаты Ценности Мотивы Отношения Самоопределение Смыслообразование Морально-этическая ориентация
Личностные результаты программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. формируются за счёт реализации ПООП НОО
Личностные результаты Являются предметом оценочной деятельности Не подлежат итоговой оценке (промежуточной и итоговой аттестации) ФГОС НОО п.9
Не подлежат итоговой оценке качества освоения ООП НОО ценностные ориентации выпускника (религиозные, этические взгляды, политические предпочтения и др.); социальные чувства (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) индивидуальные психологические характеристики (темперамент, характер, интересы, склонности, способности и др.) Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. ФГОС НОО п.13
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения ООП НОО должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). ФГОС НОО п.19.9
Использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно не персонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. ПООП НОО
Оценка личностных результатов Внешняя – неперсонифицированные мониторинговых исследования, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. (ПООП НОО)
Оценка личностных результатов Внутренняя – в ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: - характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; - определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; - систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования. (ПООП НОО)
Оценка личностных результатов Внутренняя – в ходе текущей оценки когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного компонентов формирования личностных качеств обучающихся (ценностно-смысловых установок - самоопределение). (ПООП НОО)
Оценка личностных результатов Внутренняя – оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии. (ПООП НОО)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки. ФГОС НОО п.19.9
Литература Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» 1 – 4 классы: - рабочие тетради учащихся, - методическое пособие учителя, - рабочий блокнот для педагога.