Страстная седмица - последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной ( шестое воскресенье Великого поста ), во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название « Великих » Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеос - вященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17- й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.
Великий понедельник. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий понедельник и два последующих дня часы совершаются по образцу великопостных - с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Великий Вторник В этот день Иисусом Христом было рассказано ученикам о втором пришествии, притча о десяти девах, притча о талантах. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из - за народа, который почитал Иисуса за пророка, восхищался его учением и внимательно слушал его. Так же как и в Великий Понедельник, в Великий Вторник читаются великопостные часы и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Великая Среда В Великую Среду воспоминается жена грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа Спасителя иудейским старейшинам за 30 сребреников. Читаются великопостные часы и совершается Литургия Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров - литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные ( Иверской иконы Божией Матери, 1- го и 2- го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников ), храмовые праздники, в четверг 5- й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы. Возможно её совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля ).
Великий Четверг В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются три важнейших события, совершившихся в этот день : Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия ( Евхаристии ) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним ; молитва Спасителя в Гефсиманском саду. В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей ( вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии ).
Патриарх Кирилл освящает миро Чин омовения ног
Великая Пятница. День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском саду до Распятия и погребения. В Великую Пятницу совершаются три основных службы : утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине великого поста и глубокого сокрушения, а также потому, что в этот день была принесена Самим Спасителем Голгофская Жертва на Кресте.
Утреня ( чтение 12 Евангелий ) Великие ( Царские ) часы Вечерня ( вынос Плащаницы )
Утреня в Великую Пятницу Чин повседневной утрени дополнен двенадцатью отрывками из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. По Уставу Евангелие должно читаться в алтаре, но по русской традиции оно совершается на середине храма. Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой. Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма.
Царские Часы. Утром в Великую Пятницу литургия не полагается. Согласно Типикону, около второго часа дня ( то есть в 08:00 по современному исчислению ) совершается особенное последование Царских ( Великих ) Часов ( подобное богослужение, помимо Великой пятницы, бывает только в навечерия ( сочельники ) Рождества Христова и Богоявления ) соединённых Первого, третьего, шестого и девятого часов. Главным отличием Великих часов от обычных является чтение на каждом часе паремии, Апостола и Евангелия. Наименование часов царскими исключительно русское и связано с тем, что московские цари обязательно участвовали в этом богослужении.
Вечерня ( Вынос Плащаницы ) в Великую Пятницу. При пении тропаря Великой субботы открываются Царские врата, и священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной « гробнице ». Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом.
Великая Суббота. В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Совершается литургия Св. Василия Великого, во время которой одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам - мироносицам о Воскресении Христовом.
Презентацию выполнили ученики 7 класса.