«Презренного, дикого века свидетелем быть мне дано…» МБОУ сош 149 Промышленного района г.о. Самара Презентацию к уроку подготовила учитель русского языка и литературы Уткина Ирина Вячеславовна
СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ. Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира» Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля. Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным. Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году. СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ. Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира» Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля. Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным. Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году.
Тема ужасающих социальных контрастов Трагичность губительной власти денег над человеком Тема неизбежной гибели цивилизации Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали Тема жизни и смерти
Идея обреченности бездуховного существования
В чем смысл жизни?
«Господин из Сан- Франциско» – социально- философский рассказ
Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру. Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался» Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы. Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя) Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища. Современная лжи культура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью. Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой