Автор: учитель обществознания МОБУ «СОШ 62» Хасанова Алина Марселевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 62» г. Оренбург Мой лучший урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Основные этические ценности»
Тема: «Основные этические ценности» Название урока: «Добро и зло» Тип урока: открытие новых знаний Форма работы: фронтальная, групповая ( работа в парах), индивидуальная. Образовательные технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология Цель: ознакомление с понятиями «добро» и «зло» как с основными понятиями этики Задачи: Обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах. Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные. Авторы: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Учебник: Учебник "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 4 класс.
Место урока в изучаемой теме Раздел: «Что объединяет разные народы» (11 часов) Место урока в разделе: 1 урок
Виды деятельности учащихся на уроке Нахождение нужной информации. Парная работа Групповая работа Оценка личной и групповой деятельности на уроке
Планируемые результаты метапредметные личностные предметные 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать свои предположения; 2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы; 4. Доступно излагать полученную информацию, точно и правильно отвечать на поставленные вопросы, 5. Слушать и понимать речь других. 6. Совместно договариваться и работать в парах и в группах., распределять роли в группе. 1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения 2. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить 3. Формирование ценностных понятий «добро», «милосердие» Основные понятия: «добро», «зло» 1. Умение определять добро и зло в ситуациях выбора 2. Формировать понятийный аппарат по теме
Структура урока 1. Организация деятельности обучающихся, мотивация к учебной деятельности. 2. Пробное действие. Работа с однокоренными словами. 3. Целеполагание. 4. Оптимизация личного опыта обучающихся. 5. Введение терминологии. 6. Актуализация знаний. 7. Физкультминутка. 8. Построение проблемной ситуации. 9. Закрепление первичных знаний. 10. Самостоятельная работа с самопроверкой. 11. Рефлексия 12. Подведение итогов урока 13. Домашнее задание
1. Организация деятельности обучающихся, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке и позитивный психологический настрой, а также актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. Способы достижения: включение ребят в активную деятельность, мотивация к обучению посредством совместного исполнения песенки; введение критериев оценки и самооценки. Результат: соблюдение санитарно-гигиенических требований, эмоциональный настрой на учебную деятельность. Критерии оценки и самооценки работы на уроке: -отвечал много и правильно, дополнял одноклассников – 5 -отвечал много, но немного ошибался или отвечал правильно, но мало – 4 -отвечал мало, в ответах были ошибки – 3
В 2. Пробное действие. Работа с однокоренными словами. Цель: активизировать имеющиеся знания о значении слова «добро». Способ достижения: фронтальный опрос. Результат: обучающиеся объясняют значение слов с корнем «добро», делают вывод о значении слова «добро».
В 3. Целеполагание. Цель: учить обучающихся самостоятельной постановке цели урока Способ достижения: постановка цели обучающимися с помощью наводящих вопросов. Результат: обучающиеся ставят цель урока.
4. Оптимизация личного опыта обучающихся Цель:. Оптимизировать опыт обучающихся по отношению к понятию «добро» Способ достижения: работа с ассоциациями к слову «добро» Результат: Осознание детьми практического значения понятия «добро». Цепочки ассоциаций к слову «добро» ДОБРО ЛЮДИ СЕМЬЯ МАМА ДОБРО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
5. Введение терминологии Цель:. Введение в лексикон новой терминологии. Способ достижения: работа со словарной статьей, составление определения с помощью текста. Результат: Дети дают определение понятия «добро» ДОБРО-ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ВСЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
6. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания обучающихся о предмете изучения и ранее изученном материале, организовать самостоятельное выполнение учащимися задания, запланированного для изучения на данном уроке Способ достижения: обращение к предыдущим знаниям, иллюстративный метод Результат: Понимание детьми связи религиозных догм и представлений о добре
7. Физминутка Цель: избежание перегрузки учащихся Способ достижения: упражнения для снятия напряжения Результат: формирование компетентного отношения к своему здоровью
8. Построение проблемной ситуации. Цель: создать условия для понимания дуализма мира. Способ достижения: подводящий диалог, групповая творческая работа с притчей Результат: Понимание обучающимися единства противоположностей
9. Закрепление первичных знаний Цель: создать условия для применения полученных знаний на практике Способ достижения: работа в парах, работа с пословицами.. Результат: Составленные пословицы, умение применять знания на практике «Ни один …. человек не бывает счастлив» Ювенал - « Не делай …, не то на зло нарвешься» Восточная мудрость - « Если не хочешь знать страха, не делай …» Кабус - «Добро помни, а забывай» Пословица
10. Тестовая работа с самопроверкой Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий по новому материалу; организовать самопроверку и самооценку работ. Способ достижения: практическая тестовая работа с самопроверкой и самооценкой Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания. Выполнение этого задания позволяет углубить понимание понятия «добро»
11. Рефлексия Цель: улучшить моральный микроклимат в классе Способ достижения: создание «Дерева добра» Результат: создание «правил добра» для выполнения в классе.
12. Подведение итогов учебной деятельности Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; Организовать оценку и самооценку учебной деятельности на уроке. Способ достижения: оценивание работы одноклассников Результат: формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной деятельности и деятельности класса на уроке.
13. Домашнее задание (по выбору) а) Опиши свой добрый поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил. б) Приготовь сообщение об известных добрых поступках.