Двадцать четвертое января Диалог
Знать: понятие «двалог», «монолог», «реплика» Уметь: правильно определить границы реплик в двалоге, ставить знаки препинания, составлять двалог на заданную тему
1. Повторение прямой речи Спишите, расставляя недостающие знаки препинания в предложениях с прямой речью. 1.Здравствуйте! вежливо сказал трактор. 2. Чебурашка обратился к старухе Подарить вам шарики? 3.Простите, я что-то плохо слышу сказал трактор и выключил мотор. 4. Мама вошла в комнату и сказала Помогите мне девочки вымыть посуду. 5. А что же ты тогда умеешь? удивились утята. 6. Наташа подгоняла подругу и крикнула Давай быстрей! Найдите предложение, в котором есть ОБРАЩЕНИЕ (выделите его галочками). Помните, что местоимения ТЫ, ВЫ к обращениям не относятся!
Не переписывая предложения, начертите схему. 1. Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» 2. «Нечего делать, видно судьба такая», - подумал я. 3. Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». 4. «Какое чудо!» - воскликнул мальчик. 5. «Кто здесь?» - раздалось в тишине.
2. Работа с терминами Запишите определения в тетрадь. Диалог – «два» - два, логос – «слово» (разговор двух или более лиц). Монолог – «один» ( речь одного человека). Реплика.
-Привет, Оля! -Привет, Катя? -Оля, как твои дела? -Спасибо. У меня всё хорошо.
Диалог состоит из реплик
Прочитайте по ролям. Сколько человек участвует в двалоге? Какова основная мысль текста? ПРИТЧА Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. Зачем тебе это? спросил мастер. Хочу стать сильным и непобедимым. Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым. Почему? Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. Что тебе нужно? спросил старый мастер. Я пришёл поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи... И тогда Учитель взял его в ученики. * Притча -это малый поучительный рассказ.
Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» - Жила-была однажды маленькая девочка, и звали её Жёлтая шапочка, - начал свой рассказ дедушка. - Не Жёлтая, а Красная! – перебил его внук. - Ах да! Красная шапочка… Мама позвала её однажды и говорит: «Послушай, Зелёная Шапочка…», - продолжал дедушка. - Да нет же, Красная! – воскликнул мальчик. - Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху…
Формула: двалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек)
3. Прочитайте текст и определите, является ли данный текст двалогом...И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса. Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне. Лягушка слышала это, и у неё прыгало сердце. Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! кричали в другой деревне взрослые. Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? слышалось в каждой деревне.
Резервный текст (анализ глаголов говорения) Шестая планета была больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги. Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! воскликнул он, заметив Маленького принца. Маленький принц присел, чтобы немного отдышаться. Он уже столько путешествовал! Откуда ты спросил его старик. Что это за огромная книга? Что вы здесь делаете? спросил Маленький принц. Я – географ ответил старик. А что такое географ? Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, горы, города, пустыни. Как интересно! Вот это настоящее дело! Ваша планета очень красивая. А океаны у вас есть? Этого я не знаю сказал географ. Но ведь вы же географ! удивился Маленький принц. Вот именно. Я географ, а не путешественник. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, морям и пустыням. Географ – очень важное лицо. Ему некогда выходить из кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.
В двалоге помогут… Вежливые слова Прошу тебя (Вас) Если тебе не трудно Если можешь Будь другом Будь так добр Будь добр Будь так любезен Пожалуйста
В двалоге помогут… Вежливые слова Извините Прости (те) Я бы с удовольствием Я бы с радостью Мне бы очень хотелось Жаль, но
По ответной реплике восстановите предыдущую и составьте мини-двалоги (письменно). 1)-... Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2)-... К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает. 3)-... С радостью помогу вам. 4)-... У меня нет оснований не верить вам. 5)-... А что же в этом странного? 6)-... Мне жаль, но я не знаю. 7)-... Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.
4. Составление своего двалога Например, двалог с цветком на подоконнике (короткого от 3 до 6 реплик) со своим названием. Герань и Вера - Здравствуй, Герань! - Здравствуй, Вера. - Почему ты засыхаешь? - Меня ребята не поливают. - Давай я тебя полью. - Спасибо.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик и слов автора. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но двалог кавычками не выделяется. Диалог используется в разговорном и художественных стилях. Нужно правильно использовать слова автора при двалоге, избегая слов-сорняков и повторов.
Домашнее задание 1. Читать параграф Учить определения (двалог, монолог, реплика). Упр.527 (устно) и 530 (письменно). До новых встреч!