Система и окружающая среда Цели урока: дать учащимся представление об окружающей среде; Основные понятия: система; среда взаимодействие; вход в систему; выход из системы.
1. Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. 2. Приведите пример систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру. 3. В чем суть системного подхода? Приведите пример. 4. В чем суть системного эффекта? Приведите пример. Повторение
5. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы? 6. В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой? 7. В составе какой надсистемы можно описать нашу планету? Для каких объектов Земля сама является надсистемой? Повторение
11. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем: а) автомобиль; б) компьютер; в) школа; г) армия; д) государство.
система Выделив некоторую систему из окружающей среды, мы как бы проводим вокруг нее замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и среда взаимодействуют между собой.
Система и среда ученический коллектив одного класса остальной коллектив школы Воздействия среды на систему называют входами системы. Воздействия системы на среду выходами системы.
Для всякой системы можно перечислить множество входов и выходов. вход выход
РТ 41 стр.25 Рассмотрите выращиваемый на грядке лук как систему, взаимодействующую с окружающей средой. Опишите входы и выходы этой системы.
«черный ящик» Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена система, с которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе системы. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «черный ящик».
«черный ящик» Представить некоторую систему в виде черного ящика это значит указать ее входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями черного ящика. чтобы достичь определенного результата на выходе (постирать белье). В инструкции объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.),
43. Автоматическое устройство имеет один вход, можно подавать на него натуральные числа или последовательности символов и наблюдать результат на выходе. По таблице наблюдений определите тип входных данных и правило, по которому осуществляется их преобразование.
44. Автоматическое устройство имеет два входа, можно подавать на них натуральные числа и наблюдать результат на выходе. По таблице наблюдений определите правило, по которому автоматическое устройство осуществляет преобразование информации.
Домашнее задание §1.7 вопросы 1. Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для нее из предложенного подходящие входы и выходы: свет; электромагнитные волны; звук; электроэнергия; цвет; изображение; пыль; мускульная сила человека; грязь; регулятор громкости; тепло; кнопка включения/выключения; холод; стоимость.