Всероссийский конкурс «Учитель года России 2014» Яворский О.О. ЯНАО СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Интегративныe качества личности информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информацию для решения проблем); коммуникативная компетентность (умение положительно результативно для себя и партнёров сотрудничать с другими людьми посредством организации эффективного общения); компетентность самоорганизации (умения ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); компетентность самообразования (готовность конструировать и, что очень важно, воплощать в практике самосовершенствования собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая цивилизованными способами собственную успешность и конкурентоспособность).
Новизна: разработана методика развития интегративных качеств личности на основе современных образовательных технологий; определены соответствующие методы и приемы применения технологии кейсов.
Теоретическая значимость: расширены современные представления о совокупности методов и приемов, способствующих развитию интегративных качеств личности; адаптированы имеющиеся в педагогике продуктивные образовательные технологии с учетом специфики исторического образования и требований ФГОС.
Практическая значимость: представленная методика развития интегративных качеств личности может использоваться при обучении истории как по программам ФГОС, так и по традиционным программам.
Работа над проектом. Этапы: Первый этап работы над проектом – проблематизация. Второй этап – определение темы проекта. Третий этап – целеполагание. Четвертый этап – планирование. Пятый этап – реализация. Заключительный этап – общественная презентация проекта.
Классификации проблемных ситуаций: «по содержанию неизвестного» «по уровню проблемности» «по виду рассогласования информации» «по методическим особенностям» «по уровню проблемного обучения» (уровень несамостоятельной активности, полу самостоятельный уровень, самостоятельный уровень, уровень творческой активности).
Технология разработки проблемных вопросов и задач. Методика процесса представляется следующей: Выбирается важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение обучающихся. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым. На основе этих двух положений формулируется проблемная задача или вопрос. Проблемное обучение формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
историческое положение альтернативное положение, содержащее противоречие проблемная задача или вопрос Методика разработки проблемных вопросов и задач
Кейс – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (о последовательности событий), в которой можно обозначить ряд проблем.
Принципы и алгоритмы технологии диалогового взаимодействия: Совместно с обучающимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания. Не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучения содержания через собственное видение проблем. Ведущей организующей силой является не взаимодействие пары «Ученик-учитель», а пары «Ученик- ученик».
Технологии диалогового взаимодействия характеризуются: алгоритмами работы и учителя и учащегося; подбором и структурированием материала; организацией пространства взаимодействия в процессе учения; организацией контроля и учета качества приобретенного знания.
Интегративные качества личности: мотивация обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; способность анализировать информацию, полученную из различных источников и аргументированно высказывать собственную точку зрения; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с одноклассниками, умение работать в команде на основе межкультурного взаимодействия.