«Оценивание в современном образовательном процессе непростая и стародавняя проблема» Дмитриева Н. В. 2014
Решетников. Опять двойка Дмитрий Жуков. Провалился г. Питер Брейгель старший Наказание в школе 1556 г. Филип Меркье Школа для мальчиков 1738 г
История оценивания в русской школе В истории русского просвещения одной из первых является система словесных оценок. (1737 г.)
1810 г. Балльно-словесная система Словесные отзывы Качество приготовления уроков Внимательность во время уроков Находчивость в применении знаний Твердость в пройденном материале Наружный вид письменных упражнений Поведение Сколько раз не был в классе Сколько раз был записан преподавателем и за что В приготовительном классе до 50 баллов. В последующих четырех классах до 100 баллов. Превосходно, очень хорошо, хорошо, довольно хорошо, порядочно, изрядно, посредственно, весьма посредственно, слабо, очень слабо, худо
Четырехбалльная система (1819 г) Для того чтобы привести к единой системе оценивание учебных успехов учащихся, Министерство народного просвещения в 1819 году издало «подробнейшие правила, касательно испытаний», где устанавливалась 4 балльная система оценки. Но и этот указ использовался недолго. Преподаватели не могли четко оценить ответ ученика, четырех баллов было недостаточно, раскрытие содержания отметок было скудным. И хотя на протяжении последующих десятилетий происходило изменение и количества баллов, и их раскрытие, долгое время в учебных заведениях России не существовало строгой системы оценки достижений учащихся.
Конец ХIХ – начала ХХ веков В.И. Фармаковский Идея о внедрении графических оценок. «Если цифровая система отметок говорит ученику: учись лучше, чтобы превзойти своих товарищей, то графическая система скажет: учись лучше, чтобы быть лучше того, что ты есть».
Безотметочная система – 1918 г. применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики; перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.
1935 г. – пять степеней оценки (отметки)
Любая самостоятельная, особенно творческая, работа заслуживает положительной оценки. В проектной работе с учащимися важно создавать для них ситуацию успеха. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. (Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, с ) Один из основных принципов воспитателя и учителя в американской школе воспитание самоуважения, высокой самооценки ребенка. (self-esteem, self-respect). Воспитатель обязан создать у ребенка стойкое уважение к себе самому. Ада Баскина, «Повседневная жизнь американской семьи»
ФГОС и контрольно-оценочная деятельность учащихся Оценка выступает одновременно в роли средства обучения и в роли цели и необходимой составляющей содержания образования. Оценивание и самооценивание входит в состав универсальных учебных действий. Контрольно- оценочную деятельность учащихся необходимо формировать и одновременно использовать. Технология учебного проектирования позволяет успешно решать обе задачи.
Планируемые результаты и объекты оценивания в проектной деятельности учащихся. способность к проектной деятельности выпускника основной образовательной школы: – учащийся должен научиться применять проектирование в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении; – учащийся получит возможность научиться самостоятельно использовать проектирование для решения личных проблем и задач. уровни сложности проектных умений
Объектами оценивания являются: уровни сформированности отдельных проектных умений, рефлексивных и презентативных умений, умений самооценивания и взаимооценивания; динамика формирования соответствующих умений; портфель учащегося (образовательная траектория учащегося цепочка учебных проектов и исследований); готовность учащихся использовать проектные умения в индивидуальных и групповых предметных и метапредметных проектах; готовность использовать проектирование в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении и т.д.
Виды оценивания успешности учащихся в проектной деятельности оценивание учителем, оценивание учеником: – самооценка, – взаимооценка, экспертная оценка.
Оценка и отметка «Прежде всего, разведем два понятия: отметка и оценка явления по сути своей разные. Отметка это некая «цифирь», используемая в современной школе для того чтобы количественно выразить соотношение между учебным достижением ребенка и каким-то важным для учителя показателем. В качестве последнего могут выступать: общепринятый стандарт образования, среднее или высшее достижение данного класса, личное достижение конкретного ребенка и т.д. Первая и самая главная задача отметки быть выразителем оценки. Оценка же это необходимый компонент любой человеческой деятельности индивидуальной или совместной. Без оценки деятельность не может быть эффективно завершена или продолжена, и отметка одна из форм, в которой школьнику может даваться внешняя оценка его деятельности». Битянова, М. Жить – значит оценивать//газета «Первое сентября»,
«Отметка (любая готовая, навязанная извне и неизменная шкала, безразлично - пяти, десяти или стобалльная) как основной (чаще, единственный) инструмент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития умений самооценивания. Так памперсы, делая удобной жизнь взрослых, отменяют необходимость приучать ребенка к гигиенической самостоятельности, к контролю своих физиологических импульсов. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке». Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? // Вестник ассоциации «Развивающее обучение» – С
Что оценивать в проектной деятельности учащихся? 1. Конечно, важно оценить продукт или результат проектной деятельности учащихся. Причем под результатом проектной деятельности понимается предложенный учащимися способ решения проблемы, а под продуктом – те средства наглядности, которые учащиеся использовали для представления результата.
Но не менее, а, может быть, более важно отрефлексировать и оценить процесс работы над проектом. Задача учителя стимулировать ответы учащихся на вопросы: Какова решаемая проблема? Как находили способ решения проблемы? Как планировали свою работу? Узнали ли что-то новое? Было ли это интересно? Как соединилось известное и неизвестное? Как происходило взаимодействие на уроке? Что получилось, и что нет?
Критерии оценивания успешности учащихся на проектном уроке или во внеурочном проекте. При самооценке и взаимооценке в групповой работе помогут заранее разработанные и представленные критерии оценки и дескрипторы возможных достижений по каждому критерию. Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения), признак, отдельная составляющая оценки, которая отражает достижение учащегося по конкретному направлению, отдельной стороне деятельности. Для каждого критерия могут быть разработаны специальные характеристики – уровни достижений критерия. В школах международного бакалавриата их называют дескрипторами.
Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие как цели проекта, так и ожидаемым образовательным целям. Причем критерии разрабатываются, как для оценки процесса работы в проекте, так и для оценки продукта или результата проектной деятельности.
Уже в начальной школе у учащихся могут быть сформированы начальные умения самооценивания и рефлексии. Например, в курсе «Проектная деятельность» в начальной школе (автор Пахомова Н.Ю.) это делается планомерно от урока к уроку.
Примеры критериев для проектного урока на этапе самооценивания
Урок «Новогодняя маска» 4 класс Итоги оценки конкурсных выступлений подводятся по следующим критериям: Название пперсонажа и его маски (1-3 балла) Дизайн маски (1-3 балла) Использованные материалы (1-3 балла) Качество изготовления маски (1-3 балла) Презентация (0-5 баллов) – сумма баллов за: – Участие всех (1 балл), – Организованность группы (1 балл), – Текст (содержание) выступления (1 балл), – Артистизм демонстрации персонажа и его маски (1 балл) – Постановку речи (1 балл).
динамика сформированности проектных умений технология «Портфолио» (образовательная траектория учащегося цепочка выполненных им учебных проектов и исследований). дневники наблюдений.
Таким образом, оценивание успешности учащихся в проектной деятельности в образовательном учреждении должно представлять собой систему специально разработанных средств диагностики.
Система оценивания в курсе «Проектная деятельность» в начальной школе
наблюдение за действиями учащихся при групповой, парной и индивидуальной работе, проявлениями отдельных умений; контрольные работы с парной и индивидуальной деятельностью по выполнению задания ; тесты рефлексии по работе с понятиями, с личностной оценкой освоенного знания и умения, с методологическим обобщением. Инструменты получения данных о процессе формирования проектных умений:
Контрольная работа «Мороженое» после 1 полугодия в 4 классе
Тесты рефлексии Позволяют выявить сформированность понятий и представлений о проектной деятельности, оценить отношение учеников к освоенному средству для решения проблем, их методологическое мировоззрение, связан с рефлексивными умениями. Тесты рефлексии мы начинаем использовать в 3 и 4 классах.
Урок 16 3 класс Тема: Урок рефлексии – 1 Напиши в телеграмме, что ты знаешь, умеешь, что не получается, нравится и не нравится. Используй все слова: проблема, проблемная ситуация, цель, задачи, план, планировать, представлять, анализировать, руководить, выполнять.