Белькович Виктория Юрьевна, доцент кафедры дошкольного и начального образования Тюменского института развития регионального образования, к.п.н. Реализация ПООП ДО «Мозаика» как средство обеспечения современного взаимодействия детей и взрослых
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» Разработчик программы «Мозаика»: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Рецензенты: Т.В. Волосовец – к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский –д.п.н, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Н.Г. Милованова – д.п.н., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО С.Н. Фокеева –к.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ
История создания программы 2008 г. -разработка программы 2009 г. - апробация на пилотных площадках г.г.- расширение сферы внедрения программы 2010 г. - обсуждение и формирование предложений
ДЕТСКО- ВЗРОСЛОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Реализация основных принципов ФГОС дошкольного образования -смещение акцента с подготовки к школе на социализацию ребёнка -решение образовательных задач во время игр, познавательно- исследовательской и продуктивно- творческой деятельности детей -гибкое проектирование предметно-развивающей среды, создание ситуации выбора -формирование личностных качеств, необходимых для жизни в быстро меняющихся условиях -новые механизмы взаимодействия с родителями
Особенности программы «МОЗАИКА» Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка) Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта
Примерный распорядок дня в соответствии с режимом пребывания детей в учреждении Режимные моменты Деятельность детей воспитателя Приём детей Утренняя разминка Завтрак Организация игровой, познавательной, продуктивной, творческой деятельности с детьми Прогулка Возвращение с прогулки Обед Подготовка ко сну, сон Пробуждение (закаливающие процедуры, разминка) Прогулка Ужин Игры по выбору и уход домой
Особенности программы «МОЗАИКА» Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого-педагогического сопровождения Максимальная минимизация «бумажного» планирования (высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями) Возможность организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ
неделя - временной период планирования формулировка последовательных обучающих и развивающих задач, (специфических) на этот период, решение которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми подбор оптимальных формы взаимодействия и способов деятельности с детьми определение основных понятий для усвоения детьми корректировка (пополнение) предметно – развивающей среды коррекция развития (индивидуально или для всей группы) Алгоритм последовательного планирования для воспитателя
Образовательная деятельность строится в соответствии с: -комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира; -принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса). Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы. Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д.
Механизмы вовлечения родителей в процесс образования ребенка Деловые игры Тренинги Вечера Конференции Ринги Чтения
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА образовательного процесса С ребенком С родителямиС педагогами ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Оценка образовательного результата ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ситуация, в которой создан соответствующий уклад, есть возможность для разворачивания разных видов деятельностей Приближенность к личному опыту Событийность Обеспечение благополучной социальной ситуации развития ребёнка
Доброжелательное уважительное отношение всех со всеми Конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций) Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов) Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными Создание эмоционально комфортной образовательной среды
РОЛЬ ВЗРОСЛОГО – КЕМ БЫТЬ! «Режиссер» «Незнайка» «Советчик» «Консультант» «Сопровождающий» ( тьютор) «Добрый помощник»
Комплексное развитие базовых психических процессов, лежащих в основе познания Развитие детской инициативы, самостоятельности, ответственности Формирование умения аргументировать свой собственный выбор Развитие индивидуальных способностей и природных задатков Развивающие эффекты
Апробация различных социальных ролей Навыки работы в коллективе, в группе Обогащение личного опыта: - освоение различных способов деятельности; - приобретение коммуникативных навыков Привычность ситуации выбора Способность ориентироваться в меняющейся предметной среде и действовать по ситуации Возможность выбирать то, что наиболее интересно, и удовлетворять свои познавательные потребности Эффекты социализации
ПОСОБИЯ Руководителям организаций, методистам, воспитателям Педагогам: логопедам, дефектологам, психологам, музыкальным руководителям Литература для родителей ИГРЫ, КНИГИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕТРАДИ Детям разных возрастных групп Детям 5-7 лет для подготовки к обучению в школе ОБОРУДОВАНИЕ Игры и игрушки для создания развивающей среды в условиях группы детского сада и семьи Программно-методический комплекс "Мозаичный ПАРК« (издательство «Русское слово»)