Модернизация педагогического образования, стандарт четвертого поколения и задачи УМО Алексей Львович Семенов, председатель УМО, ректор МПГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

РОЛЬ УМО В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ООП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Л.А. Трубина, зам. председателя УМО по образованию в области подготовки педагогических.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Людмила Александровна Трубина, проректор МПГУ, д.филол.н., профессор 5-ЛЕТНИЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ УРОВНЕВОГО.
Модернизация программ подготовки педагогических кадров в проектах «Прикладной бакалавриат» и «Педагогическая магистратура» Научный руководитель Ресурсного.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Задачи второго этапа проекта: «Модернизация педагогического образования» Координационный совет по модернизации педагогического образования Москва, 18 июня.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Эффективные модели повышения квалификации педагогов в условиях введения профессионального стандарта Сенкевич Татьяна Анатольевна, директор ИМЦ Красносельского.
Проблемы и возможности подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Ворошнина О.Р., заведующий.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Проектирование основных образовательных программ подготовки педагогов с совмещенными профилями.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Санкт Петербург, 1 – 3 июня 2013 VII Санкт-Петербургский саммит психологов «Технологии успеха» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего.
ПРОЕКТ«Создание, апробация механизмов организации педагогических практик и инструментария для проведения аттестации в форме квалификационного испытания.
Транксрипт:

Модернизация педагогического образования, стандарт четвертого поколения и задачи УМО Алексей Львович Семенов, председатель УМО, ректор МПГУ

Цели учебно-методического объединения (ФЗ Об образовании в РФ): разработка федеральных государственных образовательных стандартов, разработка примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечение качества и развития содержания образования

Опыт УМО ГОС 1 (1994) и ГОС 2 (2000) ВПО по всем педагогическим специальностям, корректировка (2005) выделены два новых направления – «Специальное (девектологическое) образование», «Психолого- педагогическое образование» ФГОС 3 (совместно с УМО на базе РГПУ, академик РАО В. А. Болотов) 2-х профильный 5-летний бакалавриат, постановления Правительства РФ 1136 от 30 декабря 2009, ФГОС (2012), 2 направления (пед., дев.), проект 3+, примерные ООП

Проект модернизации педагогического образования Минобрнауки России Цели программы модернизации (в контексте ФГОС): Разработать и апробировать модули, ключевые для ФГОС 4 Отработать механизмы разработки, апробации, внедрения, сетевого взаимодействия для программ и модулей, соответствующих ФГОС 4

ФГОС задает: государственные требования к результатам соответствующего уровня образования выпускников, правила формирования структуры и алгоритм разработки – содержания основной (профессиональной) образовательной программы и ее элементов (дисциплин, модулей), – фондов оценочных средств, – требований к оснащению и кадровому обеспечению образовательного процесса.

Структура ФГОС Область применения стандарта. Концепция (основные цели) программ, реализуемых на разных уровнях высшего образования в данной укрупненной группе. Требования к результатам освоения программ. Требования к структуре программ. – соотношением трудоемкостей отдельных блоков программы. Требования к условиям реализации программ. Требования к обеспечению качества освоения программ. – Технологии и инструментарий оценивания результатов – внутренние и внешние процедуры обеспечения качества.

Концептуальные вопросы

Универсальный бакалавриат в педагогическом образовании Что это такое? Широкая культурная основа Освоение матетики (науки, искусства, технологии учения) и педагогики Воспитание и актуализация способности к выбору

Современное педагогическое образование Синтез образовательных традиций: Классическое либеральное (универсальное) Профессиональное образование (воспроизведение, передача культуры) Исследовательское образование Нормальные университеты От Франции XVII в. до Китая XXI

Современное педагогическое образование Рынок труда: Демографические волны Жесткие требования оптимизации Задачи – Обеспечить все потребности региональной систем образования лучшими выпускниками – Обеспечить потребности всей системы образования страны в повышении профессионального уровня педагогов – Привлечь хороших выпускников общего образования – Обеспечить необходимые компетенции для выпускников, которые «не идут в школу» – Педагогическое образование самое универсальное, «безотходное»

Требования к результатам Интересы работодателя – системы образования, интересы общества и индивидуума Профессиональный стандарт педагога Бакалавриат – Академический – Прикладной Магистратура Аспирантура

Проблема воспитания, формирования личности, личностных результатов: ключевая проблема для будущего учителя не подчеркивается в 3+, 4 Пример: студент, допустивший плагиат, не может быть рекомендован для работы учителем Именно педагогический вуз должен играть ключевую роль в воспитательном пространстве страны

Прикладной или академический? самыми прикладными компетентностями являются умение учиться и учить – основа академического образования Двухпрофильный 5-летний бакалавриат (модель универсального бакалавриата Основной профиль Педагог, – Педагог дошкольного образования – Учитель начальной школы – Учитель русского языка – Учитель математики – Учитель… Психолог Дефектолог Дополнительный профиль

Прикладной или академический? Основной профиль Педагог, – Педагог дошкольного образования – Учитель начальной школы – Учитель русского языка – Учитель математики – Учитель… Психолог Дефектолог Дополнительный профиль

Прикладной или академический? Основной профиль Педагог, Психолог Дефектолог Дополнительный профиль Академический бакалавриат: – Исследователи в научных областях (подготовка, реально достаточная, в частности, для продолжения образования в магистратуре соответствующей научной области) Прикладной бакалавриат – практические профессии (квалификация, соответствующая СПО) техник Редактор

Профили Кодификация профилей Модель приема в зависимости от педагогического профиля – Учет ЕГЭ

Магистратура: Основной вариант Работающий учитель – (будущий учитель с серьезным практическим опытом) Сетевая модель, общее образовательное (учебное и аттестационное) пространство

Магистратура Иной смысл практики: анализ и освоение специфических подходов, построение собственных, исследование. Подбор организации Программы, ориентированные на освоение методов решения педагогической проблемы. Профессор – консультант в самостоятельном исследовании магистранта.

Оценивание На основании результатов: экзаменационных процедур (ЕГЭ…) анализа учебной деятельности студента (как студент учится) анализа педагогической практики студента (как студент учит) Формат представления результатов цифровой портфолио Международные открытые стандартизованные системы

Возможность отразить в ФГОС? Результат итоговой аттестации: – Рекомендация для работы в системе образования «Распределение» – обязательства вуза и его учредителя по взаимодействию с системой образования по вопросу трудоустройства выпускников

Требования к структуре ООП Рамочные и «качественные» Блоки и приоритеты Баланс устанавливает вуз

Требования к условиям Самое важное: Дистанционные образовательные технологии В том числе – в сетевой модели Необходимость представления образовательного процесса в информационной среде Не использование нормативов площади при оценке качества

Наше решение Создание проекта ФГОС 4 Декомпозиция проф стандарта и рабочие группы Включение в контекст проекта модернизации Учет потребностей вузов и регионов Взаимодействие с Министерством