Модернизация педагогического образования, стандарт четвертого поколения и задачи УМО Алексей Львович Семенов, председатель УМО, ректор МПГУ
Цели учебно-методического объединения (ФЗ Об образовании в РФ): разработка федеральных государственных образовательных стандартов, разработка примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечение качества и развития содержания образования
Опыт УМО ГОС 1 (1994) и ГОС 2 (2000) ВПО по всем педагогическим специальностям, корректировка (2005) выделены два новых направления – «Специальное (девектологическое) образование», «Психолого- педагогическое образование» ФГОС 3 (совместно с УМО на базе РГПУ, академик РАО В. А. Болотов) 2-х профильный 5-летний бакалавриат, постановления Правительства РФ 1136 от 30 декабря 2009, ФГОС (2012), 2 направления (пед., дев.), проект 3+, примерные ООП
Проект модернизации педагогического образования Минобрнауки России Цели программы модернизации (в контексте ФГОС): Разработать и апробировать модули, ключевые для ФГОС 4 Отработать механизмы разработки, апробации, внедрения, сетевого взаимодействия для программ и модулей, соответствующих ФГОС 4
ФГОС задает: государственные требования к результатам соответствующего уровня образования выпускников, правила формирования структуры и алгоритм разработки – содержания основной (профессиональной) образовательной программы и ее элементов (дисциплин, модулей), – фондов оценочных средств, – требований к оснащению и кадровому обеспечению образовательного процесса.
Структура ФГОС Область применения стандарта. Концепция (основные цели) программ, реализуемых на разных уровнях высшего образования в данной укрупненной группе. Требования к результатам освоения программ. Требования к структуре программ. – соотношением трудоемкостей отдельных блоков программы. Требования к условиям реализации программ. Требования к обеспечению качества освоения программ. – Технологии и инструментарий оценивания результатов – внутренние и внешние процедуры обеспечения качества.
Концептуальные вопросы
Универсальный бакалавриат в педагогическом образовании Что это такое? Широкая культурная основа Освоение матетики (науки, искусства, технологии учения) и педагогики Воспитание и актуализация способности к выбору
Современное педагогическое образование Синтез образовательных традиций: Классическое либеральное (универсальное) Профессиональное образование (воспроизведение, передача культуры) Исследовательское образование Нормальные университеты От Франции XVII в. до Китая XXI
Современное педагогическое образование Рынок труда: Демографические волны Жесткие требования оптимизации Задачи – Обеспечить все потребности региональной систем образования лучшими выпускниками – Обеспечить потребности всей системы образования страны в повышении профессионального уровня педагогов – Привлечь хороших выпускников общего образования – Обеспечить необходимые компетенции для выпускников, которые «не идут в школу» – Педагогическое образование самое универсальное, «безотходное»
Требования к результатам Интересы работодателя – системы образования, интересы общества и индивидуума Профессиональный стандарт педагога Бакалавриат – Академический – Прикладной Магистратура Аспирантура
Проблема воспитания, формирования личности, личностных результатов: ключевая проблема для будущего учителя не подчеркивается в 3+, 4 Пример: студент, допустивший плагиат, не может быть рекомендован для работы учителем Именно педагогический вуз должен играть ключевую роль в воспитательном пространстве страны
Прикладной или академический? самыми прикладными компетентностями являются умение учиться и учить – основа академического образования Двухпрофильный 5-летний бакалавриат (модель универсального бакалавриата Основной профиль Педагог, – Педагог дошкольного образования – Учитель начальной школы – Учитель русского языка – Учитель математики – Учитель… Психолог Дефектолог Дополнительный профиль
Прикладной или академический? Основной профиль Педагог, – Педагог дошкольного образования – Учитель начальной школы – Учитель русского языка – Учитель математики – Учитель… Психолог Дефектолог Дополнительный профиль
Прикладной или академический? Основной профиль Педагог, Психолог Дефектолог Дополнительный профиль Академический бакалавриат: – Исследователи в научных областях (подготовка, реально достаточная, в частности, для продолжения образования в магистратуре соответствующей научной области) Прикладной бакалавриат – практические профессии (квалификация, соответствующая СПО) техник Редактор
Профили Кодификация профилей Модель приема в зависимости от педагогического профиля – Учет ЕГЭ
Магистратура: Основной вариант Работающий учитель – (будущий учитель с серьезным практическим опытом) Сетевая модель, общее образовательное (учебное и аттестационное) пространство
Магистратура Иной смысл практики: анализ и освоение специфических подходов, построение собственных, исследование. Подбор организации Программы, ориентированные на освоение методов решения педагогической проблемы. Профессор – консультант в самостоятельном исследовании магистранта.
Оценивание На основании результатов: экзаменационных процедур (ЕГЭ…) анализа учебной деятельности студента (как студент учится) анализа педагогической практики студента (как студент учит) Формат представления результатов цифровой портфолио Международные открытые стандартизованные системы
Возможность отразить в ФГОС? Результат итоговой аттестации: – Рекомендация для работы в системе образования «Распределение» – обязательства вуза и его учредителя по взаимодействию с системой образования по вопросу трудоустройства выпускников
Требования к структуре ООП Рамочные и «качественные» Блоки и приоритеты Баланс устанавливает вуз
Требования к условиям Самое важное: Дистанционные образовательные технологии В том числе – в сетевой модели Необходимость представления образовательного процесса в информационной среде Не использование нормативов площади при оценке качества
Наше решение Создание проекта ФГОС 4 Декомпозиция проф стандарта и рабочие группы Включение в контекст проекта модернизации Учет потребностей вузов и регионов Взаимодействие с Министерством