ТЕМА 2 СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ Вопросы: 1. Автоматизированная система управления банком. 2. Банковские экспертные системы. 3. Комплекс «Операционный день банка».
Модуль обслуживания населения проводит весь спектр необходимых операций «без открытия счета» и «по счету» и их отражение в бухгалтерском учете.
Услуги «без открытия счета»: прием наличных денежных средств в пользу организаций (коммунальные платежи, оплата счетов за наличный расчет, продажа телефонных и интернет-карт); переводы средств без открытия счета; операции с ценностями (драгоценными металлами, камнями, монетами, лотерейными билетами и другими ценностями); депозитарные услуги; валютно-обменные операции.
Услуги «по счету»: оформление и ведение депозитных договоров; регулярные платежи в рублях и в валюте со счета с заданием суммы, периодичности и других условий; предоставление кредитов населению; безналичная конверсия; работа с организациями по обслуживанию сотрудников и населения (взаимодействие с муниципальными и государственными организациями, «зарплатные», «социальные» и иные проекты); удаленное обслуживание клиентов, информационные киоски.
Модуль депозитарного учета решает задачи: автоматизации учета и обработки депозитарных операций; ведения списков клиентов депозитария, ведения списков депо (списков всех открытых счетов); ведения справочника финансовых инструментов (эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг); организации открытого, закрытого, маркированного хранения ценных бумаг; ведения журналов бухгалтерских, административных, информационных операций, ведения картотеки первичных документов; поддержки корпоративных действий эмитента глобальных операций над выпусками и распространением ценных бумаг, начислений и выплат дивидендов, собраний акционеров; начисления комиссии с клиентов за депозитарное обслуживание; формирования основных видов отчетности.
Модуль работы с филиалами решает задачи: получения и обработки информации из филиалов; маршрутизации документов (составление графика рассылки документов с указанием распределения времени между филиалами по приему информации из головного банка); получения консолидированной отчетности по банку.
Модуль экономического анализа и прогноза решает задачи: автоматизации анализа любых видов деятельности банка (с использованием как стандартных алгоритмов, так и установленных пользователем); экспорта и импорта информации из операционного дня банка и внешних программ; составления обязательной и гибкой внутрибанковской отчетности.
В состав АБС могут также входить модули учета лизинговых операций, вексельного учета, учета операций с фьючерсами, доверительного управления, валютного дилинга, анализа инвестиционных проектов, хозяйственных договоров банка, административный.
2. Банковские экспертные системы - программные средства анализа и прогноза, моделирования ситуаций, поддержки принятия решений. В повседневной деятельности банка необходимо использовать системы, позволяющие контролировать финансовые риски, управлять ресурсами, анализировать прибыльность операций, например, доходность банковских услуг (продуктов), а также клиентов и подразделений.
В банках экспертные системы можно применять в качестве: 1. Программ для анализа инвестиционных проектов: Project Expert for Windows фирмы PRO-INVEST Consulting осуществляет анализ финансовых потоков при инвестировании. В программу входят модули, выполняющие анализ финансового и фондового рынков; «Инвестор» фирмы «ИНЭК» может использоваться не только для разработки и анализа инвестиционных проектов, но и для текущего бизнес-планирования и финансового анализа, разработки технико-экономического обеспечения заявки на получение кредита. Программа может выполнять два уровня экспресс-анализ и полный анализ. Данные могут импортироваться из бухгалтерских программных пакетов;
2. Программ для анализа состояния валютного, фондового и денежного рынков: «Оптимум» фирмы «Ло Рент» предназначена для анализа рынка ценных бумаг, валюты. При квалифицированном использовании обеспечивает точный прогноз;
3. Программ анализа кредитоспособности или финансового состояния предприятий и банков: «Фин Эксперт» фирмы «Росэкспертиза»; «Анализ баланса коммерческого банка» фирмы «СВОП»; «ЭДИП» фирмы «ЦИС».
Программы этой группы имеют возможности: оценки финансового состояния заемщиков; прогноза их развития; распределения клиентов по классам кредитоспособности; оценки экономического обоснования кредита; разработки оптимальной программы финансирования заемщика; сведения до минимума риска невозврата кредитов; выбора наиболее перспективных направлений кредитования; формирования оптимальной кредитной политики банка.
На практике эффективность применения экспертных систем не всегда соответствует возлагаемым на них надеждам по следующим причинам: существует множество нерешенных теоретических проблем; технически ограничены возможности современной вычислительной техники; персонал банков не готов к работе с экспертными системами, так как они требуют высокой квалификации пользователя.
3. Комплекс «Операционный день банка» является центральным модулем (ядром) автоматизированной системы, так как он решает задачи банковского учета и подготавливает информационную базу для выполнения всех остальных функций банка.
Модуль выполняет функции: аналитического и синтетического учета и автоматической сверки результатов того и другого: ведение планов счетов бухгалтерского учета и справочника клиентов банка; организацию документооборота; ведение активных остатков счетов и бухгалтерских выписок к ним; получение всех видов отчетности; ведение картотек; выполнение проводок; начисление всех видов процентов; составления аналитических таблиц по требованию пользователя; ведения архивов учетно-аналитических данных и организации доступа к ним; обеспечения межбанковских операций и маршрутизации документов.
Порядок выполнения операций по решению задач комплекса «Операционный день банка»:
1. Процедура открытия-закрытия счетов. Началу операционного дня банка предшествует ряд подготовительных мероприятий, которые могут проводиться как до начала операционного дня, так и после окончания предыдущего дня. На начало операционного дня открываются новые лицевые счета, закрываются старые, кроме того, закрывается доступ к тем счетам, по которым есть претензии в соответствии с инструкцией банка. Это означает, что счет не закрыт окончательно, а определенное время по нему не будут проводиться операции.
2. Формирование и контроль первичных платежных документов. С момента открытия банка для клиентов начинается операционный день банка. Первичные платежные документы могут поступать как лично от клиента в бумажном виде, так и в электронном виде из систем дистанционного обслуживания или формироваться в процессе деятельности банка. Приемом платежных документов от клиентов занимается операционист.
3. Маршрутизация документов. Документы, прошедшие контроль, поступают на этап маршрутизации, заключающийся в определении дальнейшей технологии обработки документа, т.е. распределении документов по массивам документов, для каждого из которых разработан свой бизнес- процесс. Например, межбанковские расчеты могут выполняться тремя способами. Выделяют массивы для проведения прямых расчетов, для расчетов через РКЦ и через систему SWIFT. Также в зависимости от особенностей технологии конкретного банка могут сразу же выделяться внутренние документы банка, в которых не участвуют клиентские счета.
4. Формирование лицевых счетов. На этом этапе формируются проводки по документу, изменяющие обороты и соответственно остатки по аналитическим счетам. Участвуют все документы, введенные в течение дня. Лицевой счет составляется следующим образом: машина выбирает первый документ из массива; обращается к массиву за предыдущий день и выбирает остаток на счете; из всего массива документов к данному счету подбираются все операции по дебету и подсчитывается дебетовый оборот; аналогичным образом выбираются все документы, кредитующие данный счет, и подсчитывается общий кредитовый оборот по счету; определяется исходящий остаток на счете как входящий остаток, скорректированный на дебетовый и кредитовый обороты.
5. Составление балансовых счетов. После аналитического учета технология предусматривает выполнение операций синтетического учета. Для этого производится перегруппировка всех лицевых счетов. По номеру счета отбираются все лицевые счета, относящиеся к одному балансовому. Для чего используются первые пять цифр номера счета клиента. После этого суммируются все дебетовые и кредитовые обороты балансового счета и рассчитывается ведомость остатков по балансовым счетам (бухгалтерский журнал).
6. Составление баланса банка. На этом этапе счета распределяются по активу и пассиву и составляется баланс банка. 7. Для обработки внебалансовых счетов производится выборка по номерам счетов. 8. Начисление процентов. В конце операционного дня проводится начисление всех видов процентов по различным требованиям и обязательствам банка, взимание комиссий, а также различные расчеты в соответствии с технологией банка и в зависимости от дня месяца. Процедура начисления процентов выполняется автоматически по заранее установленным условиям (на основе договоров между клиентом и банком).
9. Составление отчетов. Завершает операционный день банка процедура составления отчетов. Выполняются отчеты по срокам (например, по кассе), отчеты по требованию Банка России и гибкие, предназначенные для анализа деятельности банка, форма которых устанавливается самим банком. Для предоставления в Центральный банк РФ требуется отчетность ото всех филиалов (консолидированная). В программном комплексе существует понятие «филиальный отчет». По соответствующему запросу предусмотрено автоматическое суммирование данных по всем отделениям.
10. Закрытие операционного дня. В конце операционного дня также производятся регламентные работы по обслуживанию базы данных, включая архивирование, загрузку новых версий справочников и курсов, котировок и т.д. Ведется подготовка к следующему операционному дню.