1 Налоговая политика и пенсионная реформа в контексте модернизации России Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики
2 Налоговая политика в условиях кризиса
3 Основные итоги налоговой реформы Повышена нейтральность, справедливость и эффективность налоговой системы: - ликвидация оборотных налогов - введение плоского НДФЛ и регрессивного ЕСН - ликвидация большинства льгот и снижение ставки налога на прибыль организации - совершенствование взимания НДС - обеспечение прогрессивности налоговой системы по уровню конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей за счет НДПИ и экспортных пошлин
4 Актуальные меры в области налоговой политики Совершенствование обложения отдельными налогами увеличение необлагаемого минимума для НДФЛ до уровня сопоставимого с МРОТ введение необлагаемого минимума для социального налога повышение эффективности налога на прибыль (совершенствование определения и учета расходов, переход к годовому отчетному периоду разрешение региональным органам власти резкого повышения прогрессивности транспортного налога
5 Актуальные меры в области налоговой политики Совершенствование обложения отдельными налогами совершенствование системы налогообложения добычи нефти: совершенствование применения механизма налоговых каникул по НДПИ либо понижающих коэффициентов к ставке налога, введение налога на дополнительных доход при добыче углеводородов на новых месторождениях построение НДПИ на природный газ по аналогии с НДПИ на нефть (в зависимости от цены на газ на внутреннем рынке) создание эффективной системы налогообложения недвижимости: методика массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра, повышение роли региональных и местных органов власти в области налогообложения недвижимости при условии установления высокого необлагаемого минимума в период кризиса
6 Актуальные меры в области налоговой политики Налоговое администрирование сокращение сроков и частоты проведения налоговых проверок предприятий (например, до 1 месяца и не чаще чем 1 раз в год) без права приостановления или продления иначе как с санкции вышестоящего налогового органа переход к планированию налоговых проверок на основе системы оценки риска уклонения от налогообложения со снижением числа ежегодно проверяемых предприятий установление запрета на принудительное исполнение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (списание денежных средств со счета) в случае его обжалования в судебном порядке уточнение порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, и изъятие вещей и документов) объединение социальных взносов в различные фонды в одном платеже, отказ от раздельной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога
7 Актуальные меры в области налоговой политики Налоговое администрирование малых предприятий отмена необходимости непосредственной постановки на учет малых предприятий во внебюджетных фондах обеспечение подачи единственной декларации по итогам налогового периода и отмены необходимости декларирования сведений во внебюджетных фондах ликвидация необходимости платежа взносов на обязательное пенсионное страхование и последующего их зачета при уплате упрощенного налога или налога на вмененный доход и введение прямого перечисления взносов из ФНС России в Пенсионный фонд после уплаты налога предприятием или предпринимателем разрешение возможности уплаты налога на добавленную стоимость малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, путем введения системы добровольной регистрации по НДС, для исключения ситуаций потери конкурентных преимуществ малыми предприятиями, при приобретении продукции которых нельзя принять НДС к зачету введение для малых сельскохозяйственных предприятий специального налогового режима для товарных личных подсобных хозяйств (путем использования системы патентов в едином сельскохозяйственном налоге)
Пенсионная реформа
Ухудшение демографической ситуации в долгосрочной перспективе
Рост дефицита системы пенсионного обеспечения Расходы пенсионной системы постоянны в % ВВП (4,8% ВВП) Коэффициент замещения 16% или Коэффициент замещения 30% Рост расходов на 3,5% ВВП 2020 год
Переход к накопительной системе Пенсионных взносов одного поколения не может хватить на выплату пенсий двум поколениям Преимущества: независимость пенсионного обеспечения от политических решений, легализация доходов, повышение национальной нормы сбережения Недостаток: двойной платеж Нынешнее поколение занятых обеспечивает Накопление собственной пенсии Выплаты пенсий нынешнему поколению пенсионеров
Предложения Минздравсоцразвития России Реформирование шкалы социальных взносов для того, чтобы избежать появления больших обязательств перед теми, кто много платит до 415 тыс. руб. - 34% свыше 415 тыс. руб. – 0% В результате резко снижается прогрессивность системы налогообложения
Предложения Минздравсоцразвития России Повышение базовой ставки с 26% до 34% Риски: неконкурентоспособность российской экономики, снижение занятости, уход заработных плат «в тень»
Предложения Минздравсоцразвития России 1. Валоризация пенсионных прав, приобретенных до 2002 года Издержки: 1% ВВП + 0,3-1,0 п.п. инфляции 2. Передача администрирования пенсионных взносов от ФНС в ПФР Выгоды: возможность актуализации учетных данных по взносам 4 раза год Издержки: рост нагрузки на бизнес за счет создания еще одного проверяющего органа
Пенсионная реформа - краткосрочный период В кризис необходимо ограничиться: умеренной индексацией шкалы ЕСН доведением минимального размера пенсии до прожиточного минимума пенсионера (0,45% ВВП)
Пенсионная реформа – среднесрочный период 1. Приватизация (стоимость активов, которые потенциально могут быть приватизированы, - 50% ВВП); 2. Доходы нефтегазового фонда в период высокой конъюнктуры мировых рынков энергоносителей (опыт Норвегии)
Пенсионная реформа – среднесрочный период стимулирование добровольного более позднего выхода на пенсию Женщины старше 45 лет мужчины старше 50 лет Женщины моложе 45 лет мужчины моложе 50 лет в течение 20 лет повысить пенсионный возраст мужчинам и женщинам до 65 лет Объявить о реформе – сейчас Затронет реформа - только «молодых» Фискальный эффект от реформы – снижение расходов на выплату пенсий начиная с 2020 года Индексация пенсий для старших возрастов более быстрыми темпами, чем для младших возрастов
Расходы на поддержание коэффициента з амещения на уровне 30% в гг.,%ВВП В результате дефицит пенсионной системы сократится к 2040 году с 6% до 1% ВВП