Опыт внедрения инновационных услуг в деятельность реабилитационного Центра
ЦЕЛЬ УСЛУГИ: Организация психолого- педагогического и медико- социального сопровождения детей в возрасте от рождения до 4-х лет, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности содействие оптимальному развитию и адаптации детей в обществе и оказание помощи семьям, воспитывающих этих детей.
Служба ранней помощи сформирована как структурное подразделение ГАУСО НСО РЦ. Для ее функционирования была подготовлена нормативная база: Положение о Службе В соответствии с Положением, работа с детьми целевой группы строится на основе индивидуальной программы ререререререабилитации, которая составляется для каждого ребенка, поступающего в Службу. должностные инструкции сотрудников алгоритм работы с семьей в Службе ранней помощи планы работы на год расписание работы специалистов
Состав реабилитационной команды: Руководитель Координатор Службы Реабилитолог Физиотерапевт Специалист по функциональной диагностике Массажист Генетик Ортопед Логопед-дефектолог Психолог
1 этап: первичный приём Цель: предварительное определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи. Задачи: выяснить запрос семьи; собрать информацию о семье и ребенке, необходимую для проведения раннего вмешательства на последующих этапах; сформировать терапевтический союз с родителями ребенка. Содержание работы на 1 этапе: Предварительное знакомство с семьей Проведение первичного приема семьи междисциплинарной командой специалистов, в которую входят: врач- реабилитолог, логопед, психолог. беседа с мамой для знакомства с историей семьи и ребенка, сбора анамнеза;, уточнение причины обращения и запроса родителей; эмоциональная поддержка матери; диагностика: Обследование соматического и психоневрологического статуса Нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, ЭНМГ) Скрининг слуха, зрения Обследование по методике «Оценка функционального развития мозга»: два специалиста устанавливают игровое взаимодействие с ребенком для уточнения его развития и оценки взаимодействия в игровой и обучающей ситуациях, Заполнение родителем бланков оценки развития ребенка, потребностей семьи: Анкета службы ранней помощи, Шкала KID, Шкала RCDI-2000; родителям сообщаются возможные варианты и условия взаимодействия со Службой обсуждения по результатам совместного приема Организация взаимодействия команды специалистов анализ видеозаписей приема; составление индивидуальной программы ререререререабилитации, с описанием состояния ребенка командой специалистов: определение стратегии и тактики работы с ребенком и семьей;
Цель: удовлетворение основных потребностей ребенка и семьи. Задачи: реализация индивидуальной программы ререререререабилитации; подготовка ребенка к переходу в другую программу (детский сад, реабилитационный центр) по достижении четырехлетнего возраста или восстановлению нарушенных функций. Условия для реализации программы ререререререабилитации: специалисты, работающие с семьей, профессионально ориентированы на основные потребности ребенка и семьи; участие команды в работе с семьей. родители ребенка являются непосредственными участниками раннего вмешательства. Работая вместе с профессионалом, мамы получают образцы взаимодействия с ребенком, учатся понимать особенности его поведения, овладевают некоторыми методическими приемами работы, начинают реально оценивать уровень развития ребенка и его возможности;
Содержание работы на 2 этапе Согласно основным потребностям ребенка, семье могут быть предложены следующие организационные формы Медицинские услуги Массаж Кинезиотерапия Электролечение (электростимуляция, гальванизация и др.) Теплолечение Транскраниальная магнитотерапия Светотерапия Медикаментозная терапия Обучение членов семьи основам социально-медицинских знаний Патронаж представляет собой домашнее визитирование (детей с тяжелыми заболеваниями, которых родители не могут привезти в СРП для консультации специалистов), консультации семьи (в СРП, по телефону). Лекотека как форма оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития, детям группы риска и их семьям с использованием игровых технологий.
Решение о завершении программы может быть принято по ряду обстоятельств: на основании удовлетворения запроса родителей и достижения ребенком определенного уровня развития, ребенку исполнилось 4 года, и он переходит в другую программу. Организация окончания программы – это процесс, в котором обязательно идет подготовка родителей к расставанию. С родителями проводятся беседы о будущем ребенка, дается информация о возможных вариантах дальнейшего сопровождения и пр. Специалисты выдают родителям заключение об особенностях развития ребенка и его потребностях для МПК.
Установлены партнерские отношения с другими учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии и преемственности в сопровождении детей/семей целевой группы Администрация Первомайского района г.Новосибирска МБУ Городская клиническая больница 19 Родильный дом 7 Медико-генетический Центр г.Новосибирска Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Женская консультация Первомайского района г.Новосибирска Новосибирский Государственный Педагогический Университет Новосибирская областная общественная организация детей- инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Первоцвет» Городская общественная организация инвалидов «Даун Синдром»
. Результаты работы по ререререререабилитации: У 95% детей, прошедших реабилитацию в Службе ранней помощи, отмечаются позитивные изменения в физическом развитии, общей и мелкой моторике, сенсорном, когнитивном развитии, формировании навыков самообслуживания, игровой и продуктивной деятельности, в развитии речи, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Все родители были привлечены к процессу ререререререабилитации ребенка. За период реализации проекта 150 детей раннего возраста получили услуги Службы ранней помощи
Оказание консультативной помощи семьям на селе посредством организации выездных мобильных междисциплинарных бригад ранней диагностики и консультативной помощи
Услуга направлена на семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, проживающие в сельской местности
СЛУЖБА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ
Команда персональных помощников это: молодые люди люди разных профессий студенты прошедшие обучение по лицензированной программе «Волонтёрская помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» на базе НГПУ
Количественные показатели: Сформирована команда персональных помощников – 36 человек Сформирована команда координаторов Службы – 3 человека Осуществлён отбор семей целевой группы – 18 семей Качественные показатели: Семьям оказана помощь в уходе за ребёнком/детьми- инвалидами, в перемещении до места обучения, лечения, досуга; Семьям оказана помощь в присмотре за ребёнком/детьми- инвалидами в отсутствии родителей; Семьям оказана помощь в проведении коррекционно- развивающих мероприятий с ребёнком/детьми-инвалидами, в обеспечении семей необходимым развивающим оборудованием, игрушками, пособиями и т.п.; Семьям оказана помощь в проведении досуга, включение ребёнка/детей-инвалидов в культурно-развлекательные мероприятия, в том числе интегративного характера.
Разработаны и внедрены 3 вида инновационных социальных услуг; 336 детей получили помощь в период реализации проекта; нет случаев отказов от детей, все дети воспитываются в кровных семьях; расширены категории обслуживаемых детей; повысилась доступность социальных услуг для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.