дети хорошо информированы, но развитие речи, мышления и умственных способностей не всегда соответствуют возрастной норме; в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития; современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны; находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте; обладают "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами; дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки; низкий интерес к трудовым действиям; снижена фантазия, творческая активность; личностное развитие связано с героями, на которых они равняются. Чаще всего это персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей; природа выступает чуждой, неизвестной средой.
Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш – детьми.
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
«Не ребёнок должен готовиться в школе, а школа должна готовиться к ребёнку!»
«Детство ради детства»
Вместо «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» – «Развитие, развитие и ещё раз развитие!»
П В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
1 - Игра 2 - Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми 3 - Общение
Доброжелательное отношение к ребёнку в режимных моментах Одобрение и порицание должно регулироваться Сотрудничество детей (активно взаимодействует со сверстниками; способен договариваться учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам).
Мальчики от рождения до 8 лет биологически отстают от девочек на 2,5 года. В 9, 10 лет делают рывок и превосходят девочек. Биологическое отставание это-то с чем ребёнок не может справиться. Отсюда и формируется заниженная самооценка.
2-3 года: девочка мальчик
4-5 лет: принятие гендерной роли
5-7 лет: взаимодействие друг с другом
В стандарте достаточно специфически выдвигаются требования к образованию ребёнка. Специфика требований, в первую очередь, предполагает именно развитие личности. Поэтому мы свои полномочия по формированию личности делим с семьёй, ищем простые формы взаимодействия…
Это стандарт не знаний, умений и навыков детей, а стандарт развития их личности. Особенно важны самостоятельная активность, инициативность, целеполагание. Одна из основных технологий в работе с детьми – содержательное общение с детьми. Значительная роль отводится совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ребенок инициативный и самостоятельный; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; обладает чувством собственного достоинства ; Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок хорошо владеет устной речью; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; ребенок способен к волевым усилиям; ребенок проявляет любознательность; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования