Отчет по самообразованию «Апробация ФГОС- технологий»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов
Суть концептуальных изменений в современном образовании: превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности; переход от знаниевой к развивающей парадигме; компетентностный подход в образовании, введение понятия "ключевые компетенции" системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения».
В основе концепции стандартов нового поколения – системно- деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности Системно-деятельностный подход – это: обучение деятельности (способам деятельности) в процессе самой деятельности Учим не знаниям, а способам познания – общеучебным умениям, универсальным учебным действиям
Компетентности формируются и реализуются в деятельности Универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия (УУД) это совокупность способов действий учащегося (навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений, это способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях Сформированность УУД означает умение учиться
Основные виды УУД 1)Личностные 2)Регулятивные 3)Познавательные 4)Коммуникативные
Личностные УУД (воспитание) направлены на самоопределение личности (в том числе на мотивацию к учению), позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию.
Регулятивные УУД - обеспечивают самоорганизацию и регуляцию познавательной и учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция - внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка (самооценка=рефлексия) - выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД Направлены на развитие логического, символического, творческого мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. - Общеучебные (метапредметные) - Логические - Направленные на разрешение проблемных ситуаций
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: - умение слушать и вступать в диалог; -умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи -умение формулировать вопрос
Калашникова М.А., учитель химии и биологии Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии и биологии» Бочаева Е.В., учитель истории и обществознания Тема: «Формирование мотивации и способности к духовно-нравственному развитию путём приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества».
На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например: - личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. Это раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей жизни», «Йод и его роль для моего здоровья», «Добыча нефти в и проблемы экологии»;
Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини зачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны: 1. определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ; 2. определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции; 3. определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ; 4. уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ. Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для проверки теста - это если во время работы с тестом пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в парах
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий Можно выделить следующие задания, развивающие определенные операции мышления: 1. Задания на развитие способности к анализу, обобщению. 2. Задания на установления сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия); 3. Задание на установление аналогии поиск закономерности 4. Задания, развивающие способность к логическим умозаключениям (требуется определить истинность и логичность суждения) 5. Использование химических диктантов 6. Задания, развивающие мыслительный прием сравнения 7. Использование «логических цепочек»
Пользуясь описанными приемами можно создавать наборы тестов и заданий по любой теме. Такие задания позволяют 1. экономить время урока на повторение; 2. охватывают большой объем материала; 3. привлекают к работе достаточно большое число учащихся; 4.«переключают» учащихся с одного вида деятельности на другой; 5. развивают умение анализировать, сравнивать, выбирать главное, обобщать и систематизировать, т.е. развивают логическое мышление. Результатом такого усвоения становятся: осознанное выполнение необходимых действий; определенная степень свободы ученика в применении сформированных умений как в знакомой, так и в новой ситуации.
Учитель в педагогической деятельности ставит не только образовательные но и воспитательные задачи. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении. Формирование мотивации- это решение вопросов воспитания личности.
Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания указано на то, что воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно исторических социокультурных условиях.
информационно-коммуникативные технология дифференцированного обучения технология проектного обучения игровые технологии технология проблемного обучения технология развития критического мышления
принцип развития и воспитания учащихся принцип связи обучения с практикой принцип системности и последовательности принцип доступности и наглядности принцип сознательности и активности
Метод учебного проекта– это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает: - поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала; - выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование; - социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
- «Луч надежды» - «Я - Гражданин» - «Сохрани себя для жизни» - «Современный герой России-кто он?» - «Герои России-жители Новгородской области» - «Культурное наследие Валдайской земли» - «Уникальное вещество планеты» - «Сладкая жизнь»
Результаты использования современных образовательных технологий создаются условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала повышается качество знаний учащихся. овладение учащимися ключевыми компетентностями, формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.