К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Высказывания короткие Отличаются Непоследова- тельностью Отличаются Непоследова- тельностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информативности Содержат низкий уровень информативности
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Заучивание стихов Дидактические игры Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок Отгадывание и загадывание загадок
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения -контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. Дидактическая игра «Что это такое?» средний возраст Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение. Днем светит ….. Ночью светит….. В лесу много … Дидактическая игра «Кто спрятался?» Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение. Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( младший, средний возраст) Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Этапы работы (старший возраст) Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.
1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию величина; цвет форма составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)? за что нравится (не нравится)?
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике рассказы, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы 1.РЕБЁНКУ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ (персонаж, место, модель рассказа) 2. ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРСОНАЖ, А ОФОРМЛЕНИЕ МОДЕЛИ РЕБЕНОК ПРИДУМЫВАЕТ САМ 3. КОНКРЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗАМЕНЯЮТСЯ СИЛУЭТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ 4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МОДЕЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) 5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕМЫ И ГЕРОЕВ РАССКАЗА