Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева С.Е., методист МКУ г.о.г. Воронеж «Центр развития образования»
Модернизация дополнительного образования детей Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодёжи в социально- экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечении конкурентоспособности человека. Изменения в системе дополнительного образования детей должны базироваться на системных научно- методических ориентирах, направленности на повышение качества образовательной деятельности.
Методическая работа - Это основанная на науке, прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала. Это вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией ОО, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, их творческого применения, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива ОО в целом.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Создание системы непрерывного профессионального развития и модели методического сопровождения для повышения эффективности методической работы в УДО. Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников учреждений дополнительного образования к реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Создать условия для внедрения технологий системно- деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании, для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования). Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации дополнительных образовательных программ в УДО. Совершенствовать нормативную базу УДО. Осуществлять согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекцию по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Принципы методической работы Принцип «зоны ближайшего развития». Принцип стимулирования творческого роста педагогов. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм. Принцип непрерывности и преемственности.
Структура методической работы Директор Ресурсный центр Педагогический совет Методический совет Методические объединения Творческие группы и лаборатории МКУ ЦРО, ВОИПКиПРО, ВГПУ и др. Педагогический лекторий Родительский комитет УДО
Формы методической работы Организационные Дидактические Групповые Индивидуальные
Педагогический и методический инструментарий К традиционным моделям обеспечения профессионального роста педагогических кадров УДО относятся: система постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования детей и молодежи; система проблемных семинаров, организованных на основе изучения образовательных потребностей и затруднений педагогов дополнительного образования; научно-практические конференции; сетевые методические объединения по направлениям и видам деятельности дополнительного образования детей; тематические методические недели и методические дни; школа педагогического мастерства; круглые столы, мастер-классы, педагогические гостиные и др.; методические консультации: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы презентации методической деятельности учреждения дополнительного образования Ассамблеи Выставки Гала-концерты Гостиные Конкурсы Конференции Мастер-классы Походы Семинары-практикумы Слёты Соревнования Творческие мастерские Творческие вечера Творческие отчеты Турниры Фестивали Форумы Церемонии награждения Экскурсии Экспозиции
Педагог дополнительного образования - ключевая фигура современного УДО Креативный. Владеющий современными образовательными технологиями. Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся. Открытый новшествам. Мотивированный на работу с обучающимися. Способный к личностному и профессиональному развитию.
Ожидаемые результаты: Организационное и научно-методическое сопровождение системы дополнительного образования. Обеспечение эффективности процесса персонализированного обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка. Создание системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров системы дополнительного образования. Отработка личностно-профессиональных критериев деятельности педагога с учётом личностного, творческого, инновационного и методического потенциала, мастерства, результатов влияния на личность ребёнка. Обеспечение целевой поддержки инновационных исследований, разработок в области дополнительного образования детей.
Критерии результативности как целевые показатели и индикаторы системы дополнительного образования Сохранность контингента. Развитие образовательных и социокультурных направлений деятельности. Внедрение современных образовательных технологий. Долгосрочные (модульные) программы. Индивидуализация, персонификация. Информатизация. Дистантное обучение. Кадровый потенциал. Конкурентоспособность УДО. Инвестиционная привлекательность УДО. Участие детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня. Награды.