Автоматизированные системы управления автомобилем Совершенствование транспортных систем создание транспортных коммуникаций разработка принципиально новых АТС Поток АСУД Интеллектуальное АТС
Структура интеллектуального АТС Примерами современных АСУД являются RTI и IVHS – технологии (RTI – Road and Traffic Information, IVHS – Intelligent Vehicle and Highway System) Подсистемой является АТС: 1. все системы транспортного средства усложняются; 2. возрастающая интенсивность движения требует от АТС надёжности; 3. значительно увеличивается объем информации, предоставляемой водителю о режимах работы и техническом состоянии автомобиля в целом; 4. для обеспечения БДД следует повысить уровень оперативного информирования водителя о скорости движения, техническом состоянии; 5. современное АТС имеет высокий уровень автоматизации управления узлами и агрегатами - оптимальные регуляторы режимов работы двигателя, автоматические системы управления силовой передачей, системы экстренного торможения и т.д. 6. За счет этого водитель высвобождается от постоянного слежения за режимами работы двигателя, контроля управляемости автомобиля. Полученный информационный резерв следует переключить на навигацию автомобиля, его взаимодействие с АСУД.
транспортные и пешеходные потоки Специфику АСУ ДД определяют объекты управления - транспортные и пешеходные потоки, которым свойственны рассредоточенность в пространстве, а также стохастичность и нестационарность параметров. АСУ ДД должна иметь широко развитую сеть периферийного оборудования, связанного с управляющим пунктом. Каналы связи обеспечивают постоянную циркуляцию в системе исходной, командной и контрольной информации. Информация необходима для функционирования основных программно- технических комплексов системы: информационно- измерительного, автоматического управления, диспетчерского и ручного управления, контрольно- диагностического. Каждый комплекс АСУД решает определенный круг задач. Дискретность этого процесса, а также цикл обмена информацией между управляющим пунктом и периферийными устройствами обычно приняты равными 1 секунде.
АТС бортовой измерительно- вычислительный комплекс (БИВК) бортовая система контроля узлов и агрегатов АТС, система встроенной диагностики, маршрутный контроллер и навигационная система (НС), основной функцией которой является определение пространственно- временного положения АТС АСУД
Пять функциональных слоев АСУД 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
К настоящему времени успешно внедрены и проверены модели и соответствующие системы управления для каждого из указанных выше слоев АСУД, кроме сетевого уровня. Физический слой Физический слой включает все бортовые системы АТС: двигатель, тормозную систему, различные датчики и т.д. Главная функция этого слоя поддерживать поступательное движение АТС на заданном маршруте. Слой регулирования автомобиля Слой регулирования автомобиля отвечает за управление направлением движения АТС и выполнением маневров, которые управляются слоем координации. На этом логическом уровне АСУД, АТС рассматривается как материальная точка. Под управлением направлением движения понимают поддержание желательной скорости и сохранение безопасной дистанции с соседними АТС, а также желательный курсовой угол движения. Этот слой отвечает за выполнение маневров входа или выхода из потока, контролируемого АСУД.
Слой координации Слой координации хранит и обновляет всю информацию о состоянии соседних АТС в потоке Слой координации отвечает за выбор действия, которое необходимо выполнить транспортному средству в следующий момент. Слои координации соседних АТС поддерживают связь между собой, а так же проверяют команды слоя регулирования, чтобы выполнить их или начать действовать по плану аварийного прекращения работы. Этот слой также связывается со слоем связи системы управления обочины, из которой периодически получает модифицируемый план действий. Слой координации хранит и обновляет всю информацию о состоянии соседних АТС в потоке. Эта информация включает тип автомобилей, их текущее положение, текущие действия и план дальнейших действий. План периодически модифицируется регулятором слоя связи. Используя информацию и координируя действия с соседними АТС, регулятор слоя координации выбирает одно действие из конечного множества возможных.
Участок УДС Один регулятор слоя связи Задача: управлении потоком движения на данном участке дороги максимальная вместимость потока минимальное время
Определение и анализ пространственно- временной ориентации каждого АТС в отдельности при помощи внешнего оборудования АСУД на данный момент является технологически и экономически не оправданным. сочетание периферийных средств и автономных навигационных систем автомобилей К тому же в АСУД оптимальность движения для каждого АТС не контролируется или не гарантирована. Поэтому в современных АСУД наиболее рациональным является сочетание периферийных средств и автономных навигационных систем автомобилей
Интеллектуальные АСУ ДД позволяют управлять дорожным движением на городских магистралях непрерывного движения в комплексе с сетевым координированным светофорным регулированием. Такая система работает в трех направлениях: 1. Координированное управление работой выездов на дорогу непрерывного движения с целью обеспечения резерва пропускной способности на ней, т.е. обеспечения этой самой непрерывности. 2. Управление съездами на магистрали обычного типа. Если на них в точках съездов существует затор, задача системы ограничить съезд с тем, чтобы очередь на нем не начала блокировать магистраль непрерывного движения. 3. Автоматическое обнаружение ДТП или затора на магистрали и обеспечение диспетчера информацией о случившемся. В состав таких АСУД обычно вводится управление реверсивными полосами.