«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А.Дистервег 1
Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний М. М. Бахтин Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний М. М. Бахтин 2
Диалоговое обучение учитывающий программу и позволяющий привлечь более широкий лингвистический и культурологический материал, способствует эффективности формирования коммуникативно-речевых умений Учебный диалог, является одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, в результате чего повышается интерес, развивается логическое мышление, возрастает коммуникабельность, успешнее проходит адаптация ученика к условиям обучения Диалог на уроках русского языка и литературы обучения способствует развитию личностных свойств учащихся: жизненной активности, познавательной деятельности, наличию собственной позиции в отношении к родному языку, способности нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать ее Диалогизация 3
Типология диалогов Мотивационный Критический Рефлексивный Конфликтный Автономный Диалог-самоопределение Диалог-самореализация Смыслотворческий Духовный 4
Виды диалога в процессе восприятия партнер получает новую информацию Информационный ПобуждающийПодводящий в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация Интерпретационный 5
Диалог Диалог о ( от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. 6
Способы использования диалога диалог логик, культур диалог голосов внутренний диалог человека с самим собой 7
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности 8
Уровни готовности к диалогу формального принятия ценностей первый уровень критического анализа иных смыслов второй уровень принятия смысла самосовершенствования третий уровень 9
Организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами "додумались" до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях Подвести к открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий Столкнуть с "преодолимой трудностью", то есть предложить такое задание, которое нельзя решить известными методами, а необходимо изобрести, "открыть" новый способ действия Создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания 10
11
12
13
Учащийся обучаемый самообразовывающийся Ценностно-смысловое отношение учащегося к обучению как продукту своего труда Предметные результаты освоения программы метапредметные личностные результаты Развитие мотивационной, интеллектуальной, предметно-практической сфер личности 14
Представляется, что как во всех других сферах нашей жизни, в школе должно быть больше самых различных форм диалога между учителями и литературоведами, школьниками и преподавателем, а главное, между всеми ими вместе взятыми и изучаемыми произведениями Представляется, что как во всех других сферах нашей жизни, в школе должно быть больше самых различных форм диалога между учителями и литературоведами, школьниками и преподавателем, а главное, между всеми ими вместе взятыми и изучаемыми произведениями Удодов Б.Т. Удодов Б.Т. 15