Природопользование и охрана окружающей среды. Тема: «Взаимодействие» Учитель технологии ГБОУ школа 1788 Батуринец Ирина Алекперовна
Сущность, методологические основы, принципы и задачи экологического образования и воспитания "... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление ", - так считал К.Д. Ушинский. В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: "...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира..."
Главная направленность концепции экологического образования состоит в том, что у учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности. Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде.
Принципы экологического образования и воспитания: 1. Единство сознания, переживания и действия. 2. Принцип прогностичности. 3. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем. 4. Метапредметный подход. 5. Целенаправленность общения школьников с окружающей средой.
Формирование ценностных экологических ориентаций включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека. Ценностные свойства природы в последнее время приобретают экономическое значение, выраженное через стоимость её ресурсов. Содержание экологического образования
Ценностные мотивы экологической деятельности: гражданско-патриотическое; гуманистические; эстетические; научно-познавательные; гигиенические; экономические.
Умения и навыки: умение учащихся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения (двора, улицы и т.д.); умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Оно включает умение соблюдать культуру личного поведения; пресекать негативные последствия на окружающую среду со стороны других людей; выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.
Экологическое воспитание на уроках технологии. Основные направления экологической работы: 1. Экология и питание человека: Уроки кулинарии Исследовательская работа 2. Экология жилья и быта: Уроки рукоделия Конкурс «Праздник своими руками» Сбор макулатуры Раздельный сбор мусора 3. Экологическое образование: Уроки биологии, географии, ОБЖ, физкультуры, технологии, экскурсии, лекции, встречи и др.
Формы работы: Уроки Внеурочная деятельность Мастер-классы Конкурсы Проектная деятельность Выставки творческих работ Беседы Лекции Игры Экскурсии
Методы работы: Информационный, Исследовательский, Продуктивный.
Экология и питание человека. Принципы правильного питания: Сбалансированность Режим питания Разнообразие Умеренность Спокойное, хорошее настроение во время еды Тщательное пережевывание пищи
На уроках кулинарии представляется уникальный повод не просто поговорить с будущими хозяюшками о главных задачах и наиболее важных проблемах нашего питания в условиях современного большого города, но и закрепить на практике основные знания
Экология жилья и быта. «Эко - уроки» «Изготовление декоративных элементов оформления интерьера к празднику». Проектная деятельность: «Вторая жизнь ненужных вещей»
Примеры работ: Оплетенные вазы из старых бутылок Ваза, выполненная из использованной глиняной бутылки в технике декупаж
Примеры работ: Процесс изготовления вазы А это результат
Примеры работ: Подставка под цветы выполнена из палочек для суши Для поделки использованы опавшие ветки и пластиковая бутылочка из под сока
Примеры работ: Имитация малахитовой шкатулки из пластиковой баночки Проект «Домик для кота» из старого чемодана
А. Сент - Экзюпери: «Человек создает воспитание» А Оно признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.