Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ; Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
Группы обучающихся: Глухие; Слабослышащие; Позднооглохщие;
Слепые; Слабовидящие; С тяжелыми нарушениями речи; С нарушениями опорно- двигательного аппарата; С задержкой психического развития; Со сложными дефектами.
Стандарт включает требования к: Структуре и объему АООП НОО Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.) Результатам освоения АООП НОО
Стандарт учитывает : Возрастные; Типологические; Индивидуальные особенности ; Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Стандарт обеспечивает: Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям; Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования; Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
В основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы
Обучение - это процесс организации деятельности : Речевой; Познавательной; Предметно- практической.
Развитие личности зависит: от характера организации доступной деятельности (учебной); в соответствии с требованиями современного общества, которые обеспечивают возможность успешной социализации и социальной адаптации.
Цель и основной результат начального общего образования: Общекультурное и личностное развитие
Реализация права на свободный выбор мнений и убеждений; Формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо- культурными ценностями;
Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ; Разнообразие форм, направленных на: - рост творческого потенциала; - познавательных мотивов; - обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Стандарт является основой для Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ: - глухих, слабослышащих, позднооглохших; - слепых, слабовидящих; - с тяжелыми нарушениями речи; - с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - с задержкой психического развития; - с расстройствами аутистического спектра.
Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ; Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО (в т.ч. на основе индивидуального учебного плана);
Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта; Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;
Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; Осуществления внутреннего мониторинга качества образования; Основой для профподготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников ОО.
Задачи образования обучающихся с ОВЗ: Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности: - нравственно-эстетическое; - Социально-личностное; - Интеллектуальное; - Физическое.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия; Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; Формирование основ учебной деятельности; Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм; Формирование социокультурной и образовательной среды.
Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет с учетом их особых образовательных потребностей
Требования к АООП НОО для глухих обучающихся (Приложение 1 ) Выделены варианты АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей: 1.1, 1.2, 1.3,1.4
Требования к АООП НОО для слабослышащих, позднооглохших обучающихся ( Приложение 2) Выделены три варианта АООП НОО с учетом ООП: 2.1, 2.2, 2.3.
Требования к АООП НОО для слепых обучающихся ( Приложение 3) Выделены четыре варианта АООП НОО с учетом ООП: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся ( Приложение 4) Выделены три варианта АООП НОО с учетом ООП: 4.1, 4.2, 4.3
Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Приложение 5) Выделены два варианта АООП НОО с учетом ООП: 5.1, 5.2
Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ( Приложение 6) Выделены четыре варианта АООП НОО с учетом ООП: 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Требования к АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития ( Приложение 7 ) Выделены два варианта АООП НОО с учетом ООП: 7.1, 7.2
Требования к АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. ( Приложение 8) Выделены четыре варианта АООП НОО с учетом ООП: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.
Стандарт предусматривает возможность: Гибкой смены образовательного маршрута; Смены программ и условий получения образования На основе: - комплексной оценки личностных, метро- предметных и предметных результатов освоения АОПП НОО; - заключения ПМП комиссии; - Мнения родителей, законных представителей.
Требования к Структуре. АООП НОО: 1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО; 2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ - Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО; - Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).
Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в Приложениях 1 - 8
Формы обучения: 1. – совместно с другими обучающимися; 2. – отдельные классы; 3. – отдельные организации.
Сетевая форма освоения АООП НОО Использование ресурсов нескольких организаций
Структура АООП НОО Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40% (в соответствии с Приложениями 1 – 8)
АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность 3 раздела: - Целевой - Содержательный - Организационный
Содержательный раздел включает программы на достижение - личностных - предметных - метапредметных Результатов.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий (в соответствии с Приложениями 1- 8).
Программа коррекционной работы Выявление ООП обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Программа коррекционной работы должна содержать: Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся; Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).
Система условий реализации должна содержать Кадровые; Финансовые; Материально-технические (учебно- метродическое, информационное обеспечение); Контроль за состоянием системы условий.
АООП НОО должна учитывать тип Организации и образовательные потребности, запросы обучающихся с ОВЗ. Продолжительность учебной недели – 5 дней
Определение варианта АООП НОО – на основе рекомендаций ПМПК По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей
Требования к условиям реализации АООП НОО Создание комфортной коррекционно- развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей; Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность; Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.
Требования к кадровым условиям Квалификация педагогических и учебно- вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Педагогические работники должны иметь: Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование; Высшее/среднее профессиональное пед. образование и удостоверение о повышении квалификации в соответствующей области.
Педагогические работники, реализующие коррекционно- развивающую область АООП НОО Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование; Высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке в соответствующей области.
Тьютор – высшее профессиональное педагогическое образование, удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе установленного образца. Ассистент (помощник) – не ниже среднего общего образования с прохождением соответствующей программы подготовки. Ассистент- родитель обучающегося – без требований к образованию.
Требования к результатам освоения АООП НОО В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам в соответствии с Приложениями 1 – 8.
Личностные результаты: Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты: Освоенные универсальные учебные действия Познавательные; Регулятивные; Коммуникативные.
Предметные результаты: Овладение содержанием каждой предметной и коррекционно- развивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности
Спасибо за внимание! Зав. отделом развития образования детей с ОВЗ Сорочинская Т.В.